Ранее мы уже разбирались в теории и основах финансовых знаний для подростков. Сегодня перейдем к прикладным моментам.
В 12–14 лет подросток живет настоящим и зависит от мнения окружающих и от правил, принятых в его окружении. При этом он уже кое-что понял о мире денег и научился неплохо считать. Но не стоит путать математические способности с абстрактно-логическими. Типичный вопрос этого периода: «я накопил 200 гривен… что бы теперь купить?». Детям только предстоит по-настоящему научиться некоторым вещам, и вот каковы цели игр этого этапа:
- Планировать расходы на длительное время вперед (до нескольких месяцев).
- Понимать основные принципы ценообразования и бизнеса.
- Уметь зарабатывать деньги, заниматься мелким предпринимательством.
- Сегментировать обязательные и второстепенные расходы.
- Задуматься о будущем деле жизни.
- Уметь читать банковские документы, счета.
- Формировать общие представления об инвестициях, процентах и дивидендах, об экономике.
- Ценить деньги.
Практика «Личный счет»
Цель: научить планировать расходы на длительное время вперед, разбираться в банковских документах.
Суть практики:
Заведите для ребенка настоящий текущий счет. Во многих странах это возможно с 14 или даже с 12 лет.
Вместе положите на счет небольшую сумму и запланируйте регулярные походы в банк, чтобы ребенок мог класть или снимать деньги со своего счета. Попросите ребенка записывать в дневнике все потраченные и заработанные деньги. Обсудите расходы. Спросите ребенка, какие выводы он может сделать о своем финансовом типе поведения и привычках. Что бы он хотел изменить или улучшить?
Практика «Бюджет выходного дня»
Цель: научить планировать расходы.
Суть практики:
Предложите ребенку спланировать семейный выходной и просчитать бюджет. Пусть подсчитает расходы на все необходимое на целый день, в том числе на бензин, еду, чаевые, входные билеты. Выдайте ребенку наличные в начале дня, чтобы именно он расплачивался везде, где это потребуется.
Практика «Выписки»
Цель: научить разбираться в банковских документах.
Суть практики:
Предложите ребенку проанализировать распечатку вашего счета по платежной карте и попросите подсчитать, сколько денег вы потратили. Попросите ребенка найти в Интернете предложения банков по оформлению кредитной карты с более низким процентом. Попросите также поискать, а что пишут об этом банке в газетах.
Практика «Благотворительность»
Цель: научить ответственности.
Суть практики:
Предложите ребенку определить, какую сумму из своих карманных денег в честь какого-либо праздника он готов потратить на благотворительность. Предложите добавить еще вдвое большую сумму из своего бюджета. Вместе определите, на что будут потрачены эти средства, и доведите замысел до реализации.
Практика «Умение экономить»
Цель: научить долговременному планированию финансов.
Суть практики:
Поговорите о том, какая дальняя цель есть у ребенка: получение определенных знаний, крупная покупка (квартира, автомобиль), путешествие. Объясните, что чем раньше начать работать над достижением цели, тем скорее и вероятнее будет получен результат.
Составьте список ресурсов, необходимых для достижения цели:
- Сколько времени.
- Сколько денег.
- Какие усилия.
- Какие связи.
Сообщите, что вы ожидаете от него начала действий уже сейчас. В частности, деньги можно и нужно начинать экономить и откладывать, строя собственный путь к независимости.
Обсудите с ребенком свой опыт, связанный с умением или неумением экономить, а также его влияние на вашу жизнь и независимость. Проанализируйте состояние счета ребенка.
Игра «Визитные карточки»
Цель: мотивировать задуматься о деле жизни.
Необходимые материалы: чужие визитные карточки.
Количество участников: 1–20.
Суть игры:
Попросите членов семьи и друзей поделиться визитными карточками своих коллег и партнеров. Предложите ребенку проанализировать, какие составляющие присутствуют во всех визитках. Какого они размера? Почему? Попросите рассказать, какое представление у него складывается о каждом из владельцев визиток.
Попросите найти в Интернете правила вручения визитных карточек.
Игра «Моя потенциальная работа»
Цель: научить зарабатывать и думать о деле жизни.
Суть игры:
Попробуем определить возможное дело жизни еще одним способом.
Составляем табличку. В левую колонку выписываем все сильные черты характера подростка и таланты.
В правой колонке, напротив каждого таланта, пишем не менее трех способов заработка с использованием этого таланта.
Например:
• Я хороший организатор – могу организовывать праздники, могу создать бригаду для выполнения строительных работ, могу научить организовывать кого-то другого.
• Я хороший танцор – могу танцевать на праздниках и вечеринках, могу участвовать в конкурсе на лучшего танцора нашей фирмы, могу учить людей танцевать.
• Я пишу стихи – могу писать поздравления «под заказ», могу стать известным поэтом и продавать свои книги, могу обольстить начальника для повышения зарплаты 😉
По завершении работы над этим упражнением у подростка уже будет множество вариантов зарабатывания денег. Большая часть этих заработков не требует дополнительных капиталовложений.
Можно выбирать и действовать!