Почему невозможно заставить ребенка учиться: 5 мифов об образовании

two school friends using the smart board for their project

Впервые за 26 лет существования Международная конференция по демократическому образованию IDEC: Education NOW пройдет в Киеве. Участники из 20 стран, среди которых — мировые эксперты, авторы популярных книг, лекторы TED, —  расскажут все, что нужно знать о современном образовании и помогут родителям разобраться, как правильно инвестировать в будущее детей. Больше узнать о программе конференции и спикерах можно на сайте.

Накануне конференции мы встретились с Ириной Браницкой, одной из организаторов IDEC: Education NOW, и попросили ее развеять самые распространенные мифы о демократическом образовании.

Миф 1: дети не будут учиться без жесткого контроля и принуждения

Давайте начнем с главного: заставить ребенка учиться невозможно в принципе. Мы можем принудить его что-то выучить ситуативно, чтобы он сдал экзамен, написал контрольную, получил табель с хорошими оценками, поступил в университет. Но если к полученным знаниям мы не возвращаемся, они уходят так же быстро, как и пришли. А постоянная внешняя мотивация атрофирует внутреннюю: дети ничего не хотят, не знают, что им интересно, и чувствуют себя беспомощными в мире, который непрерывно меняется.

Одна из главных особенностей демократических школ в том, что детей не заставляют учиться. В демократических школах создают условия для того, чтобы раскрыть личность ребенка, помочь найти его интересы и превратить их в суперсилы. Дети, которые приходят к нам из общеобразовательных школ, какое-то время действительно не хотят учиться. Этот период называется «обесшколивание», но он проходит. Ребенку становится скучно, начинает работать естественное любопытство и потребность узнавать новое. Только в этом случае можно говорить об осознанном обучении.

Миф 2: демократические школы не дают ученикам системных знаний

Можно ли назвать системными знаниями набор фактов из разных дисциплин, не объединенных пониманием, зачем мне это нужно? В демократической школе дети выбирают те предметы, которые им интересны, и глубину погружения в каждый из них. Когда у ребенка есть возможность выбрать для изучения 5 предметов за семестр, а не 14, в таком случае можно говорить о том, что знания по этому предмету будут более глубокими и системными.

Миф 3: дети не готовы принимать решения

У нас общество не готово, а не дети. Мы детей не очень-то и слышим, редко даем возможность высказать свое мнение, если оно отличается от нашего. Но как только эта возможность появляется, как только мы создаем условия, в которых ребенок чувствует себя безопасно, он начинает раскрываться. Если дети поймут, что за мысли, слова, действия их никто не накажет, они начнут проявлять себя.

Сейчас многие демократические школы отходят от принятия решений большинством голосов. Есть другой метод, который называется социократическим. Любое решение обсуждается до тех пор, пока каждый участник процесса не будет с ним согласен. Это не значит, что от каждого совместно принятого решения я буду счастлив. Это значит, что у меня оно не вызывает внутреннего сопротивления. Решение не должно быть идеальным, оно должно быть оптимальным в конкретное время, в конкретном месте и конкретному вопросу. Это потрясающий инструмент для развития коммуникативных навыков и эмпатии.

Миф 4: свобода приводит к беспорядку

Еще одно распространенное предубеждение — в условиях большей свободы дети становятся более агрессивными. Мы были в израильской школе, где учатся 480 человек. За одиннадцать дней мы не увидели ни одной драки. У детей, которых не заставляют учиться, меньше агрессии. И наоборот: если ребенок сидит 45 минут на уроке, который ему неинтересен, у него накапливается агрессия, и она должна куда-то выплеснуться. В демократических школах такого нет — дети учатся без стресса и прессинга, они более спокойные.

Миф 5: у выпускников демократической школы будут проблемы с социализацией во взрослой жизни, поскольку учились они в «стерильных» условиях

Выпускники демократических школ выделяются пониманием, что им интересно, чего они хотят и в чем сильны. Они меньше подвержены манипуляциям, так как привыкли думать своей головой, они способны принимать решения самостоятельно и умеют нести ответственность за свой выбор.

— Читайте также: Как привить детям любовь к учебе: 5 лайфхаков для родителей