Сара Бернар (фр. Sarah Bernhardt, настоящее имя Генриетта-Розин Бернар, 1844–1923) – это имя, ставшее синонимом эпохи, величия и непревзойденного таланта. Французская актриса, которую часто называют «знаменитейшей актрисой за всю историю» и «Божественной Сарой», не только доминировала на мировой сцене более полувека, но и стала пионеркой в формировании концепции современной знаменитости.

Биография и путь к славе
Сара Бернар родилась 22 октября 1844 г. в Париже. Ее мать была голландской еврейской куртизанкой, а об отце известно мало, вероятно, он был офицером французского флота. Детство Сары было непростым: она воспитывалась сначала кормилицей в Бретани, затем в пансионах и католическом монастыре.



Учеба в Парижской консерватории и дебют в престижном театре «Комеди Франсез» в 1862 году поначалу не принесли ей успеха, и критики не оценили ее талант. Однако ее настоящий прорыв произошел в 1868 году в театре «Одеон», а позже, с триумфальным возвращением в «Комеди Франсез», где она получила международное признание в 1870-х годах, в частности благодаря ролям в классических трагедиях.










Сара Бернар известна своей изящной фигурой, удивительной эмоциональностью игры и, особенно, своим «золотым голосом», восхищавшим публику. Она блестяще олицетворяла на сцене таких драматических героинь, как Маргарита Готье в «Даме с камелиями» Александра Дюма-сына, Федра, Тоска, Клеопатра, сыграв более 130 ролей.









Личная жизнь и эксцентрические факты
Личная жизнь Сары Бернар была такой же насыщенной и драматичной, как и ее сценические роли, что способствовало созданию ее легендарного образа:
Единственный брак: В 1882 году она вышла замуж за греческого актера и офицера Амбруаза Аристида Дамалу, но брак продолжался недолго. У Сары был один сын, Морис Бернар, рожденный до брака, многочисленные долги которого она часто покрывала.
Жан Кокто назвал ее «священным уродом» (monstre sacré) — выражение, которое стало крылатым для описания артистов с внеземным талантом и эксцентричным поведением.

Одним из самых известных ее эксцентричных поступков было то, что она якобы спала в гробу, который приобрела в юности, готовясь к ролям, связанным со смертью. Этот гроб служил ему и для отдыха, и для репетиций.

Бернар обожала животных и держала дома целый зверинец: собак, черепах, львенок по имени Юстиниан, сову, обезьян и даже крокодила.
Актриса не боялась бросать вызов общественным нормам и гендерным стереотипам, блестяще играя мужские роли, включая Гамлета (Шекспир), Лорензаччо (Мюссе) и Орленко (L’Aiglon) (Ростан).


В 1905 году во время гастролей в Рио-де-Жанейро она травмировала ногу. Десять лет спустя, в 1915 году, ей ампутировали ногу, но это не помешало ей продолжить выступать — она играла, сидя или опираясь на протез, вплоть до самой смерти.

Вклад в культуру и наследие
Влияние Сары Бернар на мировую культуру и искусство трудно переоценить:
Первая мировая суперзвезда: Благодаря многочисленным международным гастролям (включая визиты в Киев и Одессу) и новаторскому использованию рекламы (плакаты, фотографии), она стала первой действительно глобальной знаменитостью. Она умело создавала и поддерживала свой бренд.

Муза модерна (Art Nouveau): Она вдохновила чешского художника Альфонса Муху на создание серии культовых плакатов, ставших визитной карточкой ар-нуво. Ее портреты писали известные художники, а фотографировал легендарный Надар.
Бернар была не только актрисой, но и успешной бизнесвумэн. Она руководила несколькими парижскими театрами, включая театр, переименованный в ее честь – Théâtre Sarah-Bernhardt (ныне Théâtre de la Ville).

Сара Бернар была одарена не только на сцене. Она занималась скульптурой (ее работы выставлялись в Парижском салоне), живописью и была писательницей (авторка романов, пьес и мемуаров «Моя двойная жизнь»).

Она стала одной из первых крупных звезд театра, снявшейся в кино, «узаконив» это новое искусство. Ее дебют состоялся в короткометражном фильме «Гамлет» (1900).
Во время франко-прусской войны (1870–1871) она превратила театр «Одеон» в военный госпиталь и работала там сестрой милосердия.
Сара Бернар умерла в Париже 26 марта 1923 года, оставив после себя легенду о непревзойденной актрисе, безудержной личности и женщине, полностью изменившей правила театральной и публичной жизни. Она навсегда останется символом эпохи, олицетворяющей свободу, гениальность и вечный драматизм.





