SHE Congress 2024 ставил своей целью реализацию слогана «Вдохнов. Создавай. Побеждай». Внимание к сопротивлению Украины вызвало интерес к нашему национальному культурному продукту. Есть немало случаев успешных коммерческих прорывов наших художников в мировой моде, музыке, живописи, но почему мир не говорит о мощной украинской волне?

Франк Петер Вильде: «Когда глаза мира обращены на Украину, это самая лучшая возможность показать, как в витрине все, что может предложить ваше государство»
Единственным приглашенным мужчиной на мероприятии стал большой друг Украины – берлинский дизайнер и совладелец стайлингового агентства Perfect Props Styling Франк Петер Вильде. Он приобрел популярность в нашем государстве, потому что с первого дня войны привлекал внимание мира своими желто-голубыми лифт-луками с месседжами о поддержке и несокрушимости нашего народа. Такую форму для выражения своей политической позиции дизайнер использует уже 14 лет подряд.
Первую мировую славу ему принес лифтовый протест против Brexit. Поддерживал господин Вильде и беженцев многих войн, которые искали спасения в Европе. Сравнивая волны беглецов от войны, мастер отметил, что поражен существенной разницей между сирийскими и украинскими женщинами. Наши соотечественницы сразу стремились присоединиться к помощи Украине и работать на благо земли, которая давала им убежище.
На SHE Congress Франк Петер Вильде посетил доклад о силе культурного наследия и современной украинской моде. В Берлине художник стал большим фанатом украинского дизайна.
«Украинцы привезли в Германию мощную культурную волну. Фестиваль мотанки стал огромным культурным событием, представляющим украинское искусство, украинские пекарни в Берлине, музыка, показы модных брендов на Берлинской неделе моды. И культурную победу вы уже одержали»
«Вся Германия увидела, какую красоту украинцы способны создать вместо того, чтобы отчаиваться и плакать. Большинство ваших беженцев прямо говорят: мы не хотим, чтобы Россия выиграла, поэтому должны выжить здесь и поддержать свою армию и страну», — рассказал гость конгресса.
Спикер поделился, что через два с половиной года открыл для себя украинских дизайнеров современной украинской моды. Но украинцы должны использовать любые новые возможности для продвижения своих идей на мировой арене, потому что зарубежная помощь зависит от того, насколько ценно то, что нужно спасти.
«Я увидел впервые, как страна, пытаясь противостоять полному уничтожению, одновременно поддерживает культуру и показывает миру, что он скоро потеряет, если Украина проиграет. И этот месседж поражает меня! Я думаю, что сейчас, когда глаза мира обращены к Украине, у вас есть лучшая возможность показать, как в витрине все, что может предложить ваше государство. До вторжения ваши модельеры делали красивые вещи, но это было больше похоже на смелую спортивную одежду большого размера. А когда началось полное сканирование, я понял, что это возвращение к культурному наследию. Мы, украинская, не просто делаем международную моду, а хотим показать миру, что такое наша страна. Мы хотим показать красоту нашей страны и вы могли увидеть это во всех коллекциях. И это было увлекательным явлением для меня! Но не все подобные месседжи понимают без дополнительного толкования. Я работаю в рекламе 30 лет. Если у вас есть сообщения, вы должны сделать для него достойное изображение, потому что мы живем во время визуальных новостей. И чем лучше выглядят ваши новости, тем больше вы обращаете внимание на тему. А потом уже можно пойти глубже и говорить: например, поддержи эту красоту, чтобы она не исчезла, – пожертвуйте туда или сюда. Но сделайте все красиво!», – посоветовал эксперт.
По словам Франко Петера Вильде творческая сила, свидетелем которой он является последние два с половиной года, не потеряла мощности. Многие из тех, кого дизайнер встречал в первые месяцы войны, как волонтер на Центральном железнодорожном вокзале Берлина, он уже видел снова, но в других качествах
.

«Например, один из моих друзей, с кем я познакомился, – художница по костюмам Маргарита Шекель. Она сбежала из Киева, и мы позже работали вместе над лентой «Вырванные с корнем» для Агентства ООН по делам беженцев ко Дню беженцев в прошлом году. Мы встречались с ней несколько раз после того, как фильм был сделан. И когда я посетил Киев, она забирала меня с железнодорожного вокзала, потому что сейчас работает на UNITED 24. А за это время, что мы не виделись, она многого достигла несмотря на войну – например, костюмы создавала для Jerry Heil на Евровидение и других музыкантов».

ONUKA: «Команда проекта стремится, чтобы «Фабричная, 12» стала культурной точкой на карте Чернигова и всей Украины»
И красивую семейную творческую точку на She Congress поставила лидер группы ONUKA Ната Жижченко. Она представила новый художественно-наследственный проект «Фабричная, 12».
Формат основательница определила, как «мастерская-лаборатория для переосмысления и сохранения украинского культурного наследия в Чернигове». Локация выбрана неслучайно, потому что по этому адресу расположена музыкальная мастерская дедушки Наты.

«В этом доме мир моего детства. Здесь мой дедушка — известный мастер народных инструментов, музыкант и исследователь украинской культуры Александр Никитович Шленчик — создал для меня мою первую свирель и научил играть на ней. Здесь мой дед реставрировал уникальную реликвию — сумку Тараса Шевченко, который находился в очень заброшенном состоянии. Это была святыня, к которой он прикоснулся. У дедушки был врожденный талант мастера инструментов. В шестом классе он изготовил свой первый инструмент – мандолину. Но чтобы дед не создавал, он овладел игрой на всех своих инструментах, поэтому был и домристом, бандуристом, и кобзарем, и валторнистом, и свирельщиком», — поделилась воспоминаниями Ната Жижченко.
Старинный семейный дом, которому уже более ста лет, не обошла война — и крыша была частично изуродована, и стекла вылетели. Так что реставрировать пришлось много чего, но усилия этого стоят. Здесь растет пятое поколение потомков семьи, здесь прошло детство и состоялся музыкальный старт Наты Жижченко.
Команда проекта стремится, чтобы «Фабричная, 12» стала культурной точкой на карте Чернигова и всей Украины, где сосуществуют история, традиции и современность, призванное объединить разные поколения творческих украинцев.
Посетителей ожидают художественные лекции и мастер-классы, творческие встречи и выступления музыкантов. Здесь предусматривают даже 3D-печать мастерской народных музыкальных инструментов. За художественными программами этого пространства можно следить на официальном сайте. Они прекрасно сочетаются с экскурсиями по древнему Чернигову – особенно осенью.
В том, что авторы на правильном пути уже было несколько верных знаков – от премии «Эми» и от черниговской полиции. В апреле выпуск «Культурный квест: Украина» (Culture Quest: Ukraine) был номинирован на телевизионный «Оскар» – премию «Emmy Awards» в категории Outstanding Daytime Special. ONUKA стала продюсером черниговских съемок этого эпизода известного художественного сериала. Мир увидел арттерриторию «Фабричная, 12», где Ната знакомила ведущего Яна Гранта с украинской музыкальной культурой и мастерской своего дедушки.
А черниговская полиция дала верный знак, когда приехала по вызову соседей, что «некие сектанты устроили шабаш». На самом деле, это выступал музыкальный народный коллектив, который имеет уникальную исполнительную манеру и играет на редких народных инструментах.
Спикер вспомнила, что по этому адресу – Фабричная, 12 – полиция уже вызывалась еще в советское время. Когда ее дедушке исполнилось 60 лет, то музыканты отовсюду приезжали поздравить прославленного мастера. из этого же дома вызвали полицию, потому что «националисты устроили сходку».
She Congress 2024, который объединил сильных лидеров из разных сфер жизни, стремился обнародовать все то самое важное, что болит и способно поддержать каждую украинку на ее собственном пути.
Татьяна Маринова