Ежегодный SHE Congress ставил своей целью реализацию слогана «Вдохнов. Создавай. Побеждай». 7 панельных дискуссий, 52 спикера и более 10 часов выступлений о том, как идеи становятся бизнесами, имеющими многолетнюю перспективу. Слушая выступления, все осознавали, что у системных проблем нет гендера – трудности, с которыми сталкиваются женщины в мужских бизнесах, мало чем отличается от проблем на чисто женских предприятиях. А вот личностный компонент во многих случаях добавляет кучу лишних проблем. И об этом тоже не молчали.

Наталья Рудевич: «Забыл одеть защитные очки – отжимайся!»
Операционный директор по нефтегазовым сервисам компании UKRNAFTA Наталья Рудевич на SHE Congress 2024 рассказала об особенностях и перспективах развития женской карьеры в такой сугубо мужской области, как нефтегазовая промышленность.
«Я, пожалуй, впервые выступаю перед аудиторией, состоящей из одних женщин. Обычно во время встреч или совещаний я являюсь единственной женщиной в конференц-зале», — призналась спикер.

На сегодняшний день в UKRNAFTA работают более 20 тысяч специалистов, и каждая четвертая из них – женщина. Главное – показатель более чем в 5 тысяч, то есть 26% личного состава, не является пределом.
Особенно если учитывать, что с 2022 года девушки стали активнее поступать на профильные инженерные и геологоразведочные специальности. Соответственно студентками они придут на прохождение практики, а впоследствии и новоиспеченными дипломированными специалистами – на работу. И управлять в компании есть чем…
«Пробурить скважину стоит в Украине от 8 до 12 млн долларов, в Укрнефти – 200 скважин. Бурят ее станком. Станок может стоять на земле, а может стоять на море. И в день один такой станок стоит от 10 тысяч долларов. Когда я впервые пришла в нефтегазовую компанию и прочла в контракте, что один день простоя этого станка стоит 36 тысяч долларов, то я поняла, это моя индустрия. И очень надеюсь, что мы скоро начнем работать в море. И девушкам есть где демонстрировать свои способности», — делилась впечатлениями Наталья Рудевич.
Топменеджер откровенно поделилась собственными управленческими секретами. Среди них – наказание за такое нарушение техники безопасности, как неодетые очки. У Рудевича действует не денежный штраф, а спортивный: отжим!

Секретом формирования сильной команды из-за поддержки корпоративной культуры стало отсутствие страха перед увольнениями работников.
«Когда мне жалуются, что от нас освобождаются люди, а мы их научили и потратили на них столько времени, ну как же так, я говорю коротко. Первое – мы настолько крутая компания, что от нас хотят забрать специалистов. Второе, я знаю компанию, которая номер один в мире, которая ставит себе за таргет, – менять 5% персонала каждый год. И она ежегодно 5% работник увольняет, 5% – берет. Поэтому мы таким образом обновляем кровь компании. Третье, мы их уже научили, значит, мы будем легче.Четвертое, мы будем иметь очень много знакомых в индустрии, то у кого будем спросить, если что-то произошло. Если нет какого-нибудь инструмента, знаем, у кого одолжить. Я мечтаю, что лет через пять-семь в Мексиканском заливе встречаются два крутых инженера, которые начинали свою карьеру именно у нас», — резюмировала спикер.
Насколько комфортно работать в упомянутой топ-менеджершей мировой компании, где тебя могут уволить только потому, что руководству хочется «обновить кровь», вопрос дискуссионный. Ведь если ты можешь оказаться не в этом, то в следующем году среди тех 5% неудачников, вряд ли будешь делать ценные предложения – лучше их придержать для нового работодателя, если такого придется искать.
Наталья Рудевич вызвала восхищение феерическим финалом своего выступления — она оказалась единственной среди спикерок на SHE Congress 2024, которая не только рассказывала о перспективах женщин в UKRNAFTA, но и пригласила на сцену специалистов компании, заправляющих все танки ВСУ.

She in Business: вдохновлять или не вдохновлять команды – вопрос открыт
Своим выступлением Наталья Рудевич зажгла огонь на дискуссии She in Business, посвященной секретам развития в нестабильные времена. Модерировала Ольга Дивущак – маркетолог Foundation Coffee Roasters, соучредитель Paint Digital Agency. Ее вопрос о важнейших качествах для лидеров в бизнесе именно в современных условиях оказался не таким уж и банальным. Дискутировали Мария Гаврилюк (Gunia Project), Анна Завертайло (HONEY и Zavertailo), Елена Ялова (Stoic, Украфлора), Юлия Ярмоленко (Киевский кондитерский концерн БКК), Алина Качоровская (Kacho Group, Kachorovska).

«Прежде всего – это ответственность. За себя – где ты есть, за команду, которую ты ведешь. А поскольку бизнес есть бизнес, это и о коммьюнити внутри, и о клиентах, и о налогах. Второе – это адаптивность к условиям. Третье – принимать эффективные и даже уникальные по креативности решения. Для меня война, условно говоря, была немного выиграна 11 марта, когда мы возобновили производство на БКК, потому как кондитерская компания мы готовились к 8 марта, а не к полномасштабному вторжению. У «Киевского торта», например, срок годности трое суток. А когда у тебя на складах куча ингредиентов и готовой продукции, потому что в канун праздника за два дня вывозится товара, как за полмесяца обычной работы, то возобновление производства – это победа. И когда мужчины заняты обороной Киева, то начальниками смены, то есть лидерами на определенном участке, у нас становились женщины, которые до этого работали кондитерами, а не руководителями», — такой хит-парад качеств обнародовала председатель наблюдательного совета БКК Юлия Ярмоленко.

CEO Kacho Group, креативный директор Kachorovska Алина Качоровская вспомнила о любви к себе.
«Баланс и гармония в себе и с коллективом, потому что коллеги и партнеры чувствуют, в каком ты состоянии — и либо заряжаются положительно, либо теряются. Безграничная и безоговорочная любовь к себе, фокус на том, чего я хочу и как я этого хочу. И тогда ты вспоминаешь о косметических процедурах, вовремя сделанный маникюр, заботишься о своем интеллекте. И когда каждый день утром ты сделаешь маску, макияж и оденешь одежду, в которой тебе нравится даже то, как ткани касаются твоего тела, — то получишь еще дома такой заряд удовольствия, что уже входишь на работу, как лидер с победным настроением», — объяснила свою позицию Алина Качаровская.

Совладелица HONEY и Zavertailo Анна Завертайло акцентировала внимание на чувствительности.
«Если мы говорим о лидере, уже достигшем определенных результатов, то с нашими регулярными кризисами у него уже сформированы необходимые навыки. Но на третьем году вторжение ни одному лидеру не помешает лишний раз проработать свою чувствительность.Это поможет лучше анализировать ситуацию в компании и понимать состояние сотрудников.
У начинающих многое зависит от самообразования и скилов лидера – как она может адаптироваться в текущих условиях», — подчеркнула Анна.
Другим питанням дискусії стала емпатія та створення емпатичного середовища, де співробітники отримують мотивацію до зростання.
«Сегодня выживают только те бизнесы, где лидеры умеют принимать скорые решения. Цветы являются скоропортами, и мы так же готовились к 8 марта перед вторжением. У нас было более полумиллиона роз и различных других цветов на 5 миллионов себестоимости продукции и две полные фуры на границе, которые мы вернули в Голландию. И если бы мы тогда не приняли правильные решения, то сегодня бы компании не было, ведь у нас были кредиты, которые нужно было возвращать. Все мои партнеры понимали, что мы все-таки привезли продукцию, и мы были первыми, кому они отдали свои заказы и увеличили даже долю этих заказов. И я пришла честно к партнерам и прямо сказала, что денег нет, но мы отдадим. И я вернулась в Украину, я считаю, что это было одно из самых правильных решений, потому что доверие партнеров к человеку, который сидит за границей и дает поручение, что делать, значительно меньше, чем к тем, кто находится в Украине под обстрелами и без электричества. . Следующее – это, я бы поставила бы эмпатию. Период авторитарного лидерства уже подошел к концу. А женщины благодаря большей эмпатичности сегодня могут быть лучшими лидерами, потому что они более гибкие. Современный лидер должен быть способен понимать психологическое состояние своей команды. В условиях, когда общество испытывает глубокие травмы, эмпатия становится основой эффективного взаимодействия. Не менее важно непрерывное развитие. Каждый день появляются новые технологии, новые знания по руководству бизнесом – и если вы хотите быть успешным лидером, нужно постоянно учиться», – подчеркнула CEO холдинга Stoic, владелица компании Украфлора Елена Ялова.И с этим были все участницы панели солидарны. А вот вопрос о создании среды, где сотрудники находят мотивацию для роста, вызвал распределение позиций.

«Лидер должен создать и заряжать команды, организуя здоровую среду, где каждый может раскрыть свой потенциал. Собрать команду, влюбить ее в продукт, вдохновить ее на достижение и постоянно развивать — это настоящий талант, который требует от лидеров много времени и разнообразных навыков», — выразила свое мнение CEO и соучредитель Gunia project Мария Гаврилюк.
Но Елена Ялова призвала участниц панели к честному разговору, добавив, что нетоксичность среды зависит и от работников, за свою работу получающих зарплату. И если человек не любит свою профессию, то как бы ты его ни вдохновлял, любви к делу у него не возникнет. Не говоря уже о том, что лидеры также должны вдохновляться результатами работы своих команд. А что касается возможностей карьерного роста как источника вдохновения…

«Воспитываем мы только своих детей, а не коллег на работе. Что касается вдохновения… Я действительно не обязана никого вдохновлять вообще — ни своих подруг, ни своих детей, ни своего мужа, и тем более своих коллег. Чтобы не тратить свой ресурс на вдохновение в компании, должны работать эффективные бизнес-модели, в которых заложены возможности для каждого члена команды раскрыть максимально свой потенциал и талант. На работе должны быть взрослые отношения, которые предполагают партнерство и равенство», — поделилась мнениями Елена Ялова.
SHE Congress 2024 не единственная женская платформа для обмена идеями, которой занимается Womo.ua. Местом вдохновения, поддержки и солидарности среди лидеров есть и другой проект – «Мастерская смыслов». Итак, впереди – многочисленные встречи с предпринимателями, которые будут делиться собственным опытом преодоления вызовов. Читайте каждый день Womo.ua и следите за анонсами наших мероприятий. Продолжение следует!
Татьяна Маринова