Вот и начался новый учебный год. По традиции многие родители воспринимают его как праздник, как день знаний. Особо не задумываясь, отправляют в школу своих детей и полагают, что та решит проблему образования и подготовит ребенка к взрослой жизни, по крайней мере, к тому моменту, который касается вступительных экзаменов в вузы.
Давайте разберемся, действительно ли школа готовит детей к учебе в вузах и дальнейшей успешной карьере.
Сомнению подлежит все: подготовительные курсы для поступления в школу, школьная программа, качество и профессионализм преподавателей, количество лет, которые наши дети проводят в стенах школы…
Давайте по порядку.
Курсы подготовки к школе. Школа не институт, она обязана принять всех детей и научить их читать, писать, арифметике, грамматике — так зачем же нужны курсы подготовки к школе? Что будут делать педагоги первого и второго классов школы, если пришедшие дети уже умеют читать, писать и знают азы арифметики, ведь школьную программу никто не менял и дети снова начинают учить буквы, цифры, счет — все то, что уже умеют делать…
Если бы курсы подготовки к школе были эффективными, то все дети, сдавшие тесты и пришедшие в школу, учились бы одинаково хорошо, но это не так…
Школьная программа как набор дисциплин практически не менялась с середины ХІХ столетия, когда были созданы первые общеобразовательные заведения, целью которых было подготовить специалистов, способных работать в условиях технической революции того времени. Но мы же с вами живем в ХХІ веке — так куда же, как не в прошлое, готовит сегодняшняя школьная программа. Она почти полностью левополушарная, а у человека два полушария, поэтому преступно в течение 11 лет игнорировать правое полушарие наших детей.
Я часто спрашиваю родителей, зачем детям идти в школу? Самые распространенные ответы — получать знания и социализироваться.
Давайте рассуждать, действительно ли дети получают то, о чем говорят родители. Еще 50 лет назад школа действительно была местом, где ребенок мог получить знания, но сейчас, при общем доступе к информации, школа становится местом, где ничего нового, неизвестного ребенку дать просто не могут. Насмотревшись «Смешариков», «Фиксиков» и других подобных мультфильмов, читая энциклопедии и умея работать с Google, дети уже много знают. Другое дело, что они не могут применить это на практике, так и знания, полученные в школе, совершенно непонятно, как и где применить на практике.
С социализацией и того хуже. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Ключевыми понятиями социализации являются слова о знаниях и навыках, позволяющих успешно функционировать в обществе. Но как этого достичь в школе, если дети окружены только педагогами, уровень культуры и образованности которых зачастую оставляет желать лучшего, и одноклассниками, которые тоже пришли социализироваться и еще не обладают достаточным уровнем навыков, знаний и культуры. Одиннадцать лет наши дети проводят в среде, уровень которой ниже среднего, так о каком научении, приводящем к успеху может идти речь?
Успешных людей отличает умение думать быстро, принимать неординарные решения, справляться с трудностями и очень качественно делать свою работу.
А в реальной школе думать быстро просто ЗАПРЕЩЕНО — прослывешь выскочкой, учитель осадит много раз, ведь нужно дать возможность высказаться другим (оправданий, почему нельзя думать быстро, будет множество) и все это вместо того, чтобы просто перестроить свою работу с такими быстрыми учениками и все же дать им возможность думать с такой максимальной скоростью, на которую они способны!
Умение принимать неординарные решения — как это возможно в месте, где все максимально стандартизировано: система оценок, печатные тетради, способ записи и решения задач, даже отступы от края тетради…
Качество работы часто предполагает научиться вкладывать душу в дело, которым занимаешься. Но посмотрите на учителей, которые окружают наших детей — многие из них умерли давно. Они ходят на работу, дышат, смотрят и даже слышат, но не горят страстью к своему делу, часто жалуются на жизнь, правительство, зарплаты… Большая радость, если в школе есть два-три ЖИВЫХ учителя, которые действительно любят свое дело, несмотря ни на низкую зарплату, ни на то, что происходит в стране, ни на то, что в классе может быть 35 человек — они просто работают и делают свое дело качественно. Именно к таким учителям тянутся дети, именно их вспоминают потом с благодарностью. И скорее не за знания, а за отношение к делу и к детям.
Само понятие качества выполнения работы предполагает уделить делу больше времени, но школа учит тому, что нужно уложиться в стандартные 45 минут урока или в 20 минут самостоятельной работы — где уж тут научиться качественному подходу…
Тему школы и того, зачем нашим детям туда ходить, можно раскрывать и раскрывать. Сегодня я только обозначила некоторые моменты, характерные практически для любой школы нашей страны. И если вы, как я, еще не готовы к тому, чтобы перевести своего ребенка на домашнее обучение, ищите школу, которая дает больше, чем общеобразовательная программа.
Школу, в которой есть высокая культура отношений, иностранные языки как родные, что-то, что дает добавочную стоимость этой школе и может дать вашему ребенку действительно полезный объем знаний и навыков.
Школу, где приветствуется свобода мысли и слова! Кто, как не мы, родители, отвечаем за то, в какие условия погружаем своих любимых детей? Кто, как не мы, отвечаем за высоту стандартов жизни — это то, что практически невозможно получить в школе, ведь часто учителя не являются образцами социально успешных людей и поэтому они не смогут дать модель успешного человека нашим детям. Тогда они могут дать модель творчества, модель страсти к делу, и такие люди есть в школе, нужно их найти и отдать им своих детей.