Когда приходит очередная волна кризиса, занятость толковых специалистов всерьез уменьшается. И они, помня о том, что кризис – это не только угрозы, но и возможности, решаются начать собственный бизнес.
Очень привлекательным для активных, мыслящих, опытных людей кажется бизнес туристический.
Какие аргументы в пользу данного выбора я слышу от них чаще всего.
Во-первых, легкость входа в бизнес – практически минимум документов, минимальные вложения. В принципе, через месяц после того, как эта идея пришла в голову, уже можно начинать обслуживать клиентов.
Во-вторых, видимая легкость ведения бизнеса. Все же путешествовали, что там непонятного? Ищи клиентов, бронируй для них услуги, получай деньги.
В-третьих, творческая составляющая процесса: можно что-то придумывать, создавать интересные путешествия, самому колесить по миру, знакомиться с разными людьми.
В-четвертых, достаточно небольшие стартовые инвестиции. Если конечно, не забывать, что на точку безубыточности обычно выходят на втором году жизни и инвестиции получаются растянуты во времени. Но, тем не менее.
Ну, и наконец, ожидаемая высокая рентабельность бизнеса, а иначе как могли бы выживать столько турфирм – в каждом доме минимум 2 агентства.
Не думайте, что я сейчас буду развенчивать эти мифы, рассказывать обратную сторону, о которой за многие годы узнала не мало. Я верю, что дорогу осилит идущий, и дилетантам в новом бизнесе иногда гораздо легче, чем «профессионалам, которые все знают».
Я просто хочу дать несколько советов, на что стоит обратить внимание тем, кто все-таки решится заняться туристическим бизнесом.
Сейчас есть отличная возможность недорого купить туристическое агентство. Буквально выкупив их долги, которые накопились за месяцы низкой активности, связанной с событиями в Украине. Да еще и в рассрочку. Реально желающих продать свою турфирму сейчас сотни. Просто в Украине нет инструмента для профессиональной продажи бизнеса, а информировать это решение широко – не очень принято. И это не только стартапы, которые родились в 2013 году и не успели взлететь до начала кризиса, но и компании с солидным опытом на рынке.
Что у них покупать?
Клиентскую базу (обязательно проверить ее актуальность обычным выборочным прозвоном), базу договоров с партнерами, технологию работы с клиентами, нематериальные активы – разрешительные документы, торговые знаки, сайты, франшизу, CRM и другое программное обеспечение, материальные активы – стулья, столы, компьютеры и др. Больше у среднего турагентства покупать нечего. Часто «продажным аргументом» владельцы бизнеса считают своих профессиональных менеджеров, директора. Но, как вы понимаете, что это очень ненадежный актив. Никто не даст гарантии, что вы с ними или они с вами сработаются. А рабство отменили.
Покупая готовое агентство, вы проскакиваете этап бюрократических процедур и мучительного ожидания первых клиентов. Но, конечно, получаете много других нюансов, например, сопротивление коллектива инновациям и др.
Следующий совет касается выбора модели бизнеса, которую вы будете реализовывать. Дело в том, что прямо сейчас туристический рынок очень сильно меняет правила игры, облик, основных игроков. И пытаться сейчас копировать модели работы агентств, которые вполне возможно доживают свой век и сами ищут кому продаться, не совсем правильно.
Что нужно сделать для того, чтобы выбрать лучшую модель бизнеса.
-
Изучить все имеющиеся модели. Для этого пообщаться с практиками, почитать статьи на эту тему, посетить несколько успешных и не очень компаний. Съездить в Америку для изучения технологии работы турагентств. Это будет лучшей инвестицией. Мы отстаем от них на несколько лет, но это будет означать, что вы вкладываете в будущее, а не в прошлое и уходящее.
-
Ответить на вопрос: в чем лично мои таланты? Что лучше всего у меня получается делать, от чего я получаю наибольшее удовольствие? И попытаться это сделать основой своего бизнеса. Например, вы больше всего любите путешествовать с друзьями. У вас здорово получается все организовывать, продумывать, и вдобавок, вы еще интересный собеседник и надежный попутчик. Есть модель турагентства, когда владелец несколько раз в год собирает группы единомышленников и колесит с ними по белому свету. На этом и зарабатывает. Потом находит еще парочку таких же, делят расходы на офис и продолжают в том же духе. Такой себе Lifestyle business. Не очень просто его масштабировать, но как вариант для самозанятости и получения опыта отличный.
-
Следующий вопрос: кто ваш клиент. Сразу предупреждаю, что многие турфирмы открываются с мыслью – у меня много путешествующих друзей, они все станут моими клиентами. Это большая иллюзия. Ваши друзья станут вашими клиентами одними из последних. Они-то точно знают, что у вас нет опыта в туризме. И придется потратить немало времени, чтобы их убедить в обратном. Не включайте доход от них в свой бизнес-план.
-
Какую именно задачу клиента вы планируете решить? Реально ли эта задача стоит на повестке дня у клиента? Чем вы будете отличаться от 8000 других турагентств в решении этой задачи?
-
На чем вы будете зарабатывать? Клиент готов платить только за то, что считает ценным для себя. Какую ценность вы планируете создавать?
Это, конечно, не все вопросы. Но без ответов на эти – будет сложно двигаться.
Если вы приходите в эту сферу вообще не из туризма, то чтобы понять как здесь все работает, хорошо бы привлечь в качестве консультанта опытного специалиста. На туристическом рынке я не видела людей, которые именно консалтингом для владельцев турбизнеса зарабатывают на хлеб. Но, есть множество реально опытных, умных специалистов, которые на определенных условиях станут вашими внешними консультантами.
Я не очень рекомендую «перекупать» их к себе в штат, потому что они много лет работали в той модели бизнеса, которая была успешна, но сейчас она уходит в прошлое. И не все готовы ее так просто отпустить и перестроиться. «Зону комфорта» никто не отменял. И вам придется часто бороться с сопротивлением этого гуру и его доводами «так никто не делает». Одно дело, когда это совет, который можно выслушать и пренебречь им, если не согласны, а другое, когда вам нужно переубеждать своего сотрудника.
Чтобы выбрать такого консультанта, нужно смотреть не только на бренд за его спиной, но и какой вклад лично он сделал в создание этого бренда и его технологий.
Например, технология работы с клиентом. Спросите его, что он об этом знает. Какие инструменты применяет. А чтобы самому иметь идеальную картинку в этой области, рекомендую прочитать мою книгу «Роскошный сервис в туризме. Настольная книга менеджера по работе с ВИП клиентами». В ней как раз описаны и инструменты, и технологии и должностные обязанности менеджеров турфирм.
Конечно, это далеко не все советы, которые я хотела бы дать тем, кто решается сейчас заняться турбизнесом.
Остальные — появятся в следующих колонках! Успехов и процветания!