… Я помню, когда училась в 9 классе, за один месяц учебного года подряд умерло несколько учеников. Одноклассница и парень из 10 класса. Помню наш шок, напряжение, непонимание, страх, ощущение избранности, потому что мы же переживаем нечто очень сильное, что остальным недоступно, помню желание кому-то отомстить за смерть и за нашу боль… Жаль, что взрослые тогда не догадались с нами говорить, и мы это переживали, как умели… Сейчас нужно говорить с детьми и быть действенно рядом с ними.
У детей меньше способности выдерживать напряжение, у них меньше жизненного опыта и возможности выстроить логические цепочки, детям очень нужно, жизненно важно сопровождение в том, что и для взрослых сложно. Я вижу, как взрослые сейчас размахивают руками и демонстрируют готовность к действиям. И я не знаю, оказывается ли реальная помощь детям.
Трагедия в Одессе спровоцировала много взрослых реакций. Надеюсь, детям, пережившим этот ужас, дали нужную поддержку. Надеюсь, с ними работают психологи. Но поддержка нужна не только тем, кто переживал непосредственно само событие. Воронка травматизации затягивает и тех, кто наблюдал, слышал, кого коснулась сама тема этого горя.
Сейчас рядом с детьми должны быть взрослые, которые могут вернуть им ощущение безопасности. Которые не только буквально спасли от огня, которые сейчас могут помочь потушить очаги этого огня внутри…
Как поддержать ребенка в ситуациях кризиса:
1. Любые разговоры, любую поддержку детям в сложной для них теме можно давать только из ощущения своей опоры и своей стабильности.
2. Детям обязательно нужно сказать — дать ощущение, что то, что они пережили — невероятное напряжение и испытание не только для детей, для взрослых. И это естественно — кричать, плакать, злиться, замирать, дрожать всем телом…
3. Ребенку нужно объяснить, что сложные ситуации происходят и с очень хорошими людьми: «Это произошло, не потому что ты плох или тебя «Мир» наказывает».
4. Кризисные ситуации одних людей мобилизуют — они кричат, бегут, помогают — они активны. Других — парализуют. Важно, чтобы эти закапсулированные переживания, «парализованные» эмоции, действия, порывы — нашли выход. Если ребенок говорит: «Я замер, у меня потерялся голос, я не мог кричать, я застыл на месте», пожалуйста, будьте особо внимательны. Правильнее, если с детьми будет работать психолог.
5. Если ребенок хочет пересказывать событие — пусть пересказывает его столько раз, сколько ему важно. Только завершайте его пересказ словами и ощущением — ты сейчас в безопасности. Но сами не провоцируйте эти пересказы. Иногда сам пересказ может стать ретравматизацией. Часто, вообще, доступ к воспоминаниям заблокирован. В памяти сохранились «осколки», которые важно доверить собирать при помощи специалиста.
6. Во время травматического переживания часть психической энергии капсулируется в самом событии. Нам важно фокус внимания ребенка сосредотачивать на настоящем: «Ты дома», «ты в безопасности».
7. С ребенка важно снять ответственность за то, что произошло, за сам факт трагедии. И за то, что он выжил.
Важно говорить так, как для вас искренне: «Мне так жаль и это так ужасно, что это с тобой случилось. И я бы все отдал, чтобы защитить тебя от этого. Для меня самое важное — ты, твоя жизнь, твоя безопасность и здоровье. Это ужасно, что взрослые не позаботились так, как должно. Это ответственность взрослых, а не детей. Сейчас по всей стране взрослые думают, что делать, чтобы дети были в большей безопасности. И самое главное — ты сделал то, что мог, и ты в безопасности. Мне всем сердцем жаль погибших детей. И это самое ужасное, что может произойти в жизни. Давай в память об их жизни ты (мы) посадим дерево, поставим свечку, напишем песню…» Очень важно пассивную скорбь, чувство вины, страх перевести в активное действие, которое бы направляло психическую силу в будущее. В память о ком-то можно уходить в пожизненную вину и скорбь, а можно жить — более осмысленно и полно.
8. Нужно наблюдать за поведением детей. Взрослых должно насторожить:
- совершенное избегание темы;
- нарушение сна (бессонница, кошмары);
- нарушения пищевого поведения;
- жалобы на различные боли;
- резкая смена эмоций;
- игры с одним и тем же зацикленным сюжетом;
- некоторый регресс в развитии.
Пожалуйста, помните, что все, что несет угрозу жизни, все, где человек ощущает тотальную беспомощность, может приводить к последствиям не только эмоциональным, психологическим, физическим — оно затрагивает все сферы жизни. И правильнее обратиться за помощью к специалистам. Ребенку важно после пережитого встроить новые отношения с миром и с собой. И ему для этого нужно время и бережная поддержка.
9. И, конечно, у всех детей и взрослых нужно до автоматизма доводить правила поведения в экстремальных ситуациях. Мне так хочется, чтобы мы построили страну, общество, в котором нашим детям было бы безопасно взрослеть…