В украинской юридической терминологии принято использовать несколько иное определение, вместо гендера. Даже в нашем ключевом законе слова «гендер» просто нет. А что же есть? Какие права мужчин и женщин защищаются законом, а над чем нам еще стоит поработать, поделилась доцент кафедры социологии Национального университета «Киево-Могилянская академия», эксперт по гендерным вопросам Тамара Марценюк на открытой лекции «Гендерная политика Укарины и вызов евроинтеграции.»
Права мужчин и женщин в украинском законодательства
На примере Европейского союза мы можем видеть, как сейчас развивается гендерная политика. Это не быстрый процесс, да и страны ЕС отличаются между собой. Формально Украина — страна с хорошим правовым обеспечением гендерного равенства, особенно по сравнению со странами СНГ. В статье 24 Конституции Украины говорится об обеспечении равенства между мужчинами и женщинами. Хотя есть и проблемные моменты. Для государства родители — это только мать. О материнстве в законодательстве говорят, об отцовстве — нет. А это та же дискриминация.
В Украине в 2005 году был принят закон «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин». Наша страна стала одной из первых, у кого есть такой закон. Его принимали около 6 лет, в нем нет слова «гендер». Но в самом теле закона есть определения «гендерное равенство», «сексуальное домогательство». Согласно статье 17 работодателю запрещается в запросе указывать на пол сотрудников, которых он хочет взять на работу. Запрещается в интервью спрашивать личную информацию о планах на замужество или рождении детей. Работодатель обязан обеспечивать равные возможности для женщин и мужчин совмещать семью и работу. Также начальник должен бороться с угрозами сексуальных домогательств. Но, к сожалению, закон всего лишь декларативный. Он очень редко работает, потому что другие законы не согласованы с ним.
Шахтерами женщинам не быть!
Трудовые права в Украине очень патерналистские. Женщин чрезмерно опекают. Государство защищает женщин, указывая им, что делать. В трудовом законодательстве есть целый раздел под названием «Труд женщин». Например, женщину нельзя отправлять в командировку, если ее ребенку не исполнилось три года. То есть у детей фактически не существует отцов, с которыми их можно оставить. В список запрещенных профессий для женщин, утвержденный министерством здравоохранения Украины, входят такие специальности, как: шахтер, водолаз, дальнобойщик, машинист метро, лесоруб и прочие, связанные с «тяжелым физическим трудом» или «опасными для жизни условиями работы».
Женщины, которые сейчас воюют в АТО — никто для государства. Они — добровольцы. Они не имеют права сесть за руль тяжелой техники, ссылаясь на статьи Трудового кодекса. Таким образом, женщины страдают от этой чрезмерной защиты. Как и мужчины.
Почему мы говорим в первую очередь о трудовом законодательстве? Потому что рынок труда — ключевой момент в гендерных вопросах. У нас есть ряд государственных программ, которые работают в этой сфере. К сожалению, на них выделяют очень маленький бюджет, потому они работают благодаря гражданским инициативам и организациям.
Куда мы движемся и что же делать?
Прогресс определенно есть, хотя еще существует множетсво негативных моментов в поиске равенства для мужчин и женщин. Коротко обозначу позитивные и негативные моменты в этом движении вперед.
Плюсы:
- наличие нормативно-правовой базы;
- механизм обеспечение работы законодательства;
- присутствует гендерная политика в деятельности ряда министерств;
- развивается гендерное образование;
- действует множество гражданских организаций, решающих гендерные вопросы;
- открыто 5 гендерный кафедр по всей стране;
- система предупреждения гендерного насилия.
Часто все это не системно, не на государственном уровне, а в счет финансирования иностранных организаций.
Проблемы:
- отсутствие политической воли для реализации гендерных изменений;
- женщина мало представлена в общественной и политической жизни;
- стереотипы и предубеждения;
- высокий уровень сегрегации на рынке труда (на 30-40% женщины получают меньшую зарплату);
- недостаточная правовая проинформированность (практически не обращаются в суд за обиды, зафиксировано всего одно обращение в суд за сексуальные домагательства).
30% женщин в высших эшелонах власти, по статистике, обеспечивают лучшее развитие социальной политики. По количеству политиков-женщин в парламенте Украина находится на 105 месте в мировом рейтинге. Всего 12% женщин в Верховной Раде. Мы улучшили свои показатели с 10 до 12%. В Украине на данный момент действует депутатское объединение «Равные возможности», но не многие партии включают в свои программы гендерные вопросы. Это сообщество женщин из разных партий, которые пытаются лоббировать женские политические амбиции. [contextly_sidebar id=»RVKU3VLEFUa1Ok9N3K7BeoGkiww5Lh2b»]
Высшее образование в нашей стране, в основном, получают женщины. Гораздо больше женщин, чем мужчин, защищают кандидатские диссертации, но вот с докторантурой вопрос обстоит иначе. И работают женщины, в большинстве своем, выполняя менее престижную, обслуживающую работу. Женщина — хранительница, мать и вдохновитель, но не политик.
Что делать
- доработать законодательство;
- принять Конвенцию совета Европы про предупреждение насилия;
- собирать ежегодные статистические данные по гендерным вопросам (честная и качественная статистика поможет, как выявить проблему, так и бороться с ней);
- обеспечить солидарность гражданского общества (без поддержки общественности никакая инициатива работать не будет);
- поднять вопрос о позитивных санкциях для парламентских партий (дополнительно финансировать те партии, которые берут в свои ряды женщин);
- включать гендерные аспекты в законодательство: рассматривать образование, работу и прочее, с точки зрения равенства полов.