Три научных доказательства того, как собаки поддерживают развитие и благополучие детей

24 октября, 2024

Ученые Waltham Petcare Science Institute, исследовательского центра компании Mars, собрали убедительные доказательства того, как взаимодействие с собаками положительно влияет на физическое и эмоциональное развитие детей. Проведенные исследования демонстрируют три ключевых способа, которыми четырехлапые друзья способствуют здоровому росту малышей.

Взаимная польза: как общение детей и собак влияет на гормон счастья

Предыдущее исследование Waltham Petcare Science Institute уже доказало, что взаимодействие детей с собаками снижает уровень кортизола (гормона стресса) у обеих сторон — особенно у детей, которые имеют сильную привязанность к своим любимцам. Новое же выявило роль окситоцина (так называемого гормона счастья) во взаимодействии между детьми и собаками. В частности, учёные установили, что уровень окситоцина у детей значительно повышается во время игры с собаками — независимо от того, это их собственный домашний любимец или терапевтическая собака.

Читайте также: Animal Planet: 9 лучших документальных фильмов о животных

Окситоцин способен снижать уровень стресса и тревожности. Этот гормон связан с ощущением расслабления, доверия и общего психологического благополучия. Анализируя результаты, исследователи установили, что:

  • Уровень окситоцина у детей был значительно выше во время игры с собаками по сравнению с самостоятельной игрой;
  • Положительный эффект наблюдался как при взаимодействии с знакомыми, так и с незнакомыми собаками;
  • У собак также повышался уровень окситоцина во время общения со знакомыми детьми, а уровень кортизола (гормона стресса) заметно снижался после такого взаимодействия.

Эмоциональная поддержка: домашние любимцы как катализаторы социального и эмоционального развития детей

Согласно проведённому исследованию, взросление рядом с домашними животными оказывает положительное влияние на социальное, эмоциональное и образовательное развитие детей. Учёные выяснили, что дети, у которых есть домашние любимцы, демонстрируют более высокую самооценку, меньше страдают от одиночества и имеют лучше развитые социальные навыки.

Особенно важным является влияние домашних животных на детей в критические периоды развития: до 6 лет, в предподростковом и подростковом возрасте. Кроме того, исследования показывают, что именно собаки и кошки являются лучшими «поставщиками» социальной поддержки для детей. Это объясняется тем, что собаки и кошки не только получают внимание от детей, но и активно отвечают на него — играются, проявляют привязанность и эмоционально реагируют на общение.

Ещё одно исследование выявило прямую связь между наличием дома собаки и более низким уровнем тревожности у детей. По результатам оценки по шкале SCARED-5, лишь 12% детей, у которых есть собака, показали повышенный уровень тревожности (3 балла и выше). Напротив, среди детей без домашних собак этот показатель составлял 21%. Данные указывают на то, что присутствие четвероногого друга может быть важным фактором в профилактике тревожных состояний у детей.

Образовательная поддержка: как собаки помогают детям справляться со стрессом в школе

Учёные выяснили, что школьники, которые взаимодействовали с собаками индивидуально или в группах, демонстрировали значительно более низкий уровень стресса на протяжении учебного семестра. Важно, что положительный эффект наблюдался как в обычных школах, так и в учреждениях со специальными образовательными программами.

Хотя ранее уже существовали доказательства того, что взаимодействие с домашними собаками может снижать уровень стресса у детей, это первое исследование, которое показало стойкий долгосрочный эффект для учеников различных типов школ. Программа взаимодействия детей с собаками на протяжении четырёх недель оказала заметное влияние на снижение уровня стресса на протяжении всего учебного семестра.

Сравнивая группы детей, которые взаимодействовали с собаками, практиковали релаксацию или не имели дополнительных активностей, эксперты выявили лучшие результаты именно в группе с животными. У этих детей уровень кортизола оставался стабильно низким на протяжении всего срока исследования. Более того, положительный эффект наблюдался уже после первого занятия с собакой и сохранялся между сессиями, тогда как в группе релаксации заметное снижение стресса появлялось лишь после нескольких занятий и не имело такого длительного эффекта.

Читайте также: 

Присоединяйтесь к нашим соцсетям, чтобы быть в курсе всех важных новостей и событий: FacebookTelegramInstagram