От золушки до следственного и футбольного тренера: как трансформировалась роль украинской женщины в жизни и телевизионном контенте

23 октября, 2024
Людмила Семчук, генеральный директор телеканала СТБ

Современная украинская женщина – супергероиня. На ее долю пришлось так много испытаний, что о ней невозможно говорить без приставки «супер». Женщина, которой сейчас примерно 40 лет, родилась в советском союзе, в результате чего получила определенный ментальный «багаж», которого лишалась много лет. Она пережила чернобыльскую катастрофу и, возможно, переезд, пережила суровые бедные 90-е. Впоследствии — обретение страной независимости, несколько революций, финансовых кризисов, начало войны в 2014 году.

Позже произошла пандемия, а через два года — полномасштабная продолжающаяся война. Посмотрев на европейскую женщину, мы понимаем: даже если два пункта из этого списка прошли в ее жизни, это уже огромные препятствия, которые решили ее жизнь.

Современная украинская женщина несет на своих плечах багаж по большим вызовам и ответственности — дети, волонтерство, бизнес, служба в армии и многое другое. И все это влияет на то, как трансформируется образ женщины и в телевизионном контенте в частности.

СТБ как главный держатель женского внимания в этой стране был рядом со своей зрительницей почти 30 лет. Мы слушаем ее, анализируем и понимаем лучше всего. А ее трансформации влияют на то, как трансформируется образ женщины на телеэкране.

От женщины-золушки до женщины-следователя, главного врача, тренера футбольной команды

Вспомним, какая была женщина в сериалах еще 15 лет назад. У телевизионщиков даже был термин об этом — ТЖД, тяжелая женская судьба. В центре сюжета была девушка, которой очень жалко, которой ничего не удается в жизни. И обязательно появлялся принц, решавший ее проблемы, а затем наступал хепиенд. За эти 15 лет трансформировалась как украинская женщина, так и ее запрос на контент. И мы, как производители этого контента, не могли это не учесть.

Что мы видим сейчас? В наших сериалах женщина: госпожа полковник, руководитель оперативно-уголовного департамента («К.О.Д»); успешная кардиологиня (Врач Ковальчук); мать, которая едет на опасные оккупированные территории, чтобы спасти сына (Мама); психологиня, которая в разгар собственной драмы посвящает себя спасению других людей от войны (“Перевозница”); спасательница ГСЧС («Любовь и пламя»); футбольный тренер — о нем мы сейчас с партнерами разрабатываем сериал.

Так что «хорошая девочка» со сложной судьбой, ожидающей принца, в прошлом. Сейчас на арене — сильная слабая женщина, сама выбирающая, какой ей быть.

Каждая мама в Украине – по умолчанию супермама

Если говорить о реалити, то одним из таких наиболее определяющих новых проектов на украинском телевидении однозначно стал наш проект «Супермама». Это французский формат, существующий уже много лет. Он был адаптирован во многих странах, но ни в одном не стал событием, не собрал высоких показателей. Только украинская адаптация вывела этот проект на мировой уровень. Случилось это потому, что именно в Украине роль женщины имеет решающее значение. Она двигает семью, общество, бизнес. Как сказала одна из наших креативных продюсерок, которая участвовала в разработке адаптации: “Украинская женщина испытывает на себе такое давление, что должно работать так, будто у нее нет семьи, воспитывать детей так, как у нее нет работы, и выглядеть так, будто у нее нет ни работы, ни детей”.

С одной стороны, это проект о материнстве, с другой — о том, как украинские женщины справляются со своей жизнью, какие рецепты находит каждая, находясь между молотом и наковальней. Мы очень гордимся, что мы можем показать такую ​​галерею женских образов в проекте “Супермама”.

Разрушаем стереотипы с «Холостяком» и «Холостячкой»

Когда мы решили запустить проект «Холостячка», то понимали, на какой риск идем. Это мировая франшиза, показавшая довольно слабые цифры в мире. Ибо стереотипное представление нам диктовало, что выбирает обычно мужчина. Именно поэтому наши мировые коллеги показывали «Холостячку» летом, в низкий сезон, когда телевидение мало кто смотрит. Но мы хотели, чтобы проект с женщиной в главной роли увидела вся страна, поэтому премьера состоялась в разгар осеннего телесезона. И прошла очень успешно – дважды. Я очень надеюсь, что мы вернемся к производству Холостячки, когда это будет уместно. Ведь сейчас лучшие мужчины защищают нашу страну от врага или удерживают экономику.

Что касается «Холостяка», то главным героем этого сезона стал Александр Терен, ветеран российско-украинской войны. И объявили мы об этом еще до старта кастинга, чтобы каждая участник знала, к кому она идет на проект. Что для нас важно, Александр в каждом эпизоде, когда объявляет решение, спрашивает, готова ли девушка принять эту розу. Ибо не только он выбирает женщину. Это и она должна хотеть избрать его.

Роль женщины во время полномасштабной войны

Украина ввела стандарт обращения к нашим военным как «защитники и защитницы», поскольку в армии сейчас воюют почти 70 тысяч женщин. Они стоят бок о бок, обороняя нашу страну, поэтому говорить только «защитники» несправедливо. Вклад женщин в эту войну колоссальный, поэтому они заслуживают соответствующего признания и отношения. И это должно отображаться в контенте. Один из проектов, где мы рассказываем о женщинах, которые работают на нашу победу — Позывный Надежда, и не менее важный проект о не менее важном труде — материнство — Мадонны. Жизнь продолжается”. О девушках, родивших во время войны.

Мы как телевидение стараемся отразить реалии нашего настоящего и производим контент об абсолютно разных женщинах. А также работаем над тем, чтобы ветераны и ветеранки были неотъемлемой частью любого нашего проекта и реалистичного, и сериального.

P.S. Женщины – лидера не только в кино. Они — топ-менеджеры крупных компаний.

За эти десятки лет изменилась роль женщины в обществе, в контенте телеканала СТБ, а также команде этого телеканала, который является недостижимым лидером телесмотрения по женской аудитории. Практически весь топменеджмент вещателя – женщины. Директор канала (я), маркетинг-директор Лидия Паньков, генеральный продюсер производства программ Наталья Франчук, генеральный продюсер сериального производства Екатерина Шевелюк, программный директор Алина Павленко. Еще 15 лет назад на этих позициях были только мужчины. Мы разрушаем стереотипы, что женщинам сложнее взаимодействовать между собой, что женское партнерство невозможно. Как видите, это совсем не так. И доказательство тому — то, что уже много лет зрительницы (и зрители тоже!), несомненно, выбирают для просмотра СТБ.