Виталий Ивахов: «Дизайн — это и есть основная бизнес-стратегия»

20 ноября, 2018

Серийный предприниматель Виталий Ивахов за долгие годы в бизнесе научился выявлять потребности заказчика и составлять из разрозненных «хочу» клиента четкое техническое задание. В рамках Get Business Festival он объяснил, зачем улучшать дизайн своего продукта не только с точки зрения функциональности, а и с точки зрения его эстетики и эмоциональной составляющей.

Так получилось, что я в своей жизни связан с мебельным бизнесом, с кофейным бизнесом, а еще у меня есть хлебопекарня. Когда меня спрашивают, почему все бизнесы разные, я отвечаю, что это все про хороший вкус. В малом бизнесе нет кучи тысяч долларов, но там есть горящие глаза людей, которые хотят изменить мир вокруг себя. Помощь менеджменту — еще одна штука, которая мне очень нравится в МСБ.

Дизайн и моделировании бизнеса

Для того, чтобы построить успешный бизнес, вам надо определиться с основными понятиями.

Визия (амбициозная мечта лидера). Полярный путешественник-исследователь из Норвегии Рауль Амундсен всегда был для меня уникальным примером визионера. Он всегда хотел открыть Северный полюс. И он очень долго к этому готовился. Когда Рауль и его команда были практически готовы, Северный полюс уже открыли. Это был страшный облом. И тогда он решил открыть Южный полюс. Наверное, ему сказали: «Ты вообще нормальный? Ты видел, где этот Южный полюс?!». Вероятно, он ответил: «У Земли только два полюса и пока она вертится, все будут помнить тех, кто их открыл. Один открыли до нас. Я еду открывать второй, кто со мной?». Это все про мечту.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Миссия дает ответ на вопросы: кто ваш потребитель и что есть ваша компетенция? Уникальной является не одна компетенция, а их комбинация. На стыке этих понятий рождается понимание того, что будет вашим продуктом.
На какую боль мы отвечаем? Почему мы решили, что именно мы должны на нее отвечать? Каковы ваши опыт и знания? Что мы всей командой умеем делать лучше, чем другие? Ответы на эти вопросы и определяют, каким будет продукт.

Компания, которая хочет поменять мир и очень четко видит, для кого она хочет его поменять, для кого она будет работать каждый день и как она будет проявлять свои знания, — фактически, рациональную часть своего существования уже осмыслила, она уже готова к будущему.

Продукт. Продуктом является то, что отвечает на две вещи. Одна — потребности, боли (причем, под потребностью стоит понимать «потребление»,»пользование», а «требование», то есть то, что людям требуется, в чем они нуждаются). Вторая — компетенции вашей команды. Если вы не отвечаете на потребности, люди не очень активно покупают ваш продукт. Если у вас не хватает компетенций, потребитель уйдет к конкурентам.

Ценности — это то, что вы принципиально делать не будете. Ценности ограничивают, но они же формируют уважение к компании.

Стратегия — это план игры. Она не должна нарушать ценностей, напротив, должна им соответствовать. Разные компании могут заявлять одну и ту же миссию и пытаться обслуживать одного и того же потребителя. Но дело в том, что у каждой из компаний будет разная стратегия.

Например, когда вы покупаете яблоки на рынке у бабушек, чем вы руководствуетесь? На вас действуют стратегии бабушек. И даже самая нелепая бабушка с самыми невероятными яблоками все равно имеет какого-то покупателя. Если нет, она пропадает с рынка. Все потому, что люди на самом деле обращают внимание не на то, что вы продаете, а на то, как вы это делаете.

Стратегия и ценности — это то, что отличает вас от других и делает узнаваемыми. Если вы как предприниматель поменяете свой стиль и свою стратегию, вы сразу же потеряете своих предыдущих покупателей. Но, возможно, вы найдете новых.

Дизайн как стратегия

Дизайн продает еду, книги, музыка машины. Дизайн — это и есть огромная добавленная ценность в эпоху постмодерна. Но в современном мире дизайн имеет большое значение. Иногда одна деталь способна изменить все. Дизайн — это не то, как вещь выглядит, это то, как она работает. Иногда это одно и то же. Например, однажды дизайнеры додумались, что людям неудобно наливать жидкость из большого сосуда в мерную кружку, потому что постоянно приходится отставлять большой сосуд, чтобы посмотреть, сколько уже налито. И сделали мерную кружку с диагональной маркировкой. Казалось бы, ничего не изменилось. Но люди в 95% случаев будут покупать именно такую кружку, потому что это удобнее. А у Maserati есть дизайн звука, такой характерный рев мотора. Хотя это не меняет сути, — автомобиль и есть автомобиль, — но в данном случае дизайн дарит эмоции, а эмоции продают. Поэтому дизайн — один из важнейших элементов бизнес-стратегии.

Подготовила Оля Полякова

Фото: ekonomika+

— Читайте также: Харизма: 7 книжок про яскраве лідерство