Евгения Мирошниченко – легендарная украинская оперная певица, которую называли «Соловейком» за ее уникальный по тембру и красоте голос, и которая более сорока лет царствовала на сцене Национальной оперы Украины, став фактически последней примадонной украинской оперной сцены.
Не любая талантливая певица может носить титул примадонны. Для этого кроме исключительного голоса, безупречной техники и умения перевоплощаться на сцене, необходима еще одна важная черта. По словам Евгении Мирошниченко, более сорока лет господствовавшей на сцене Национальной оперы Украины, настоящая примадонна должна самоотверженно служить своему единственному богу – искусству, почти не отвлекаясь на «мирскую» жизнь с его повседневными заботами. По-настоящему важно лишь мгновение на сцене, момент общения со зрителем или непосредственно с Аполлоном или Дионисом.
Нетипичное происхождение и ранние шаги к славе
В отличие от многих оперных певиц, происходящих из образованных семей, где уважают искусство, у Евгения Мирошниченко было совсем нетипичное происхождение. Она родилась 12 июня 1931 года в селе Харьковской области. Ее отец погиб во время Второй мировой войны, и семье жилось очень тяжело. Чтобы облегчить их положение, тринадцатилетняя Женя уехала в Харьков, где училась и работала в ремесленном училище, активно участвуя в художественной самодеятельности.
Евгения Мирошниченко вспоминала в зрелом возрасте:
«О том, что у меня отличный голос, я знала с детства. Еще тогда, когда примеряла платья, которые мама шила по ночам для односельчан. Я одевала платье до пола, становилась перед зеркалом и пела, представляя себя где-то на сцене, под рампами. У меня уже тогда была уверенность, что я стану настоящей».
Ее талант быстро нашел подтверждение. Уже в 14 лет Мирошниченко пела «Вечернюю песню» Стеценко на сцене «Большого театра» для Сталина. Она вспоминала, как немного растерялась и начала петь последний куплет вместо первого, но быстро овладела собой.
«Когда я вернулась за кулисы, то нашла там едва живого художественного руководителя. Ему делали инъекцию. От ужаса он был почти без сознания. Но я была твердо убеждена, что все получилось прекрасно».
Жизненное кредо и служение искусству
Эту непоколебимую убежденность Евгения Мирошниченко пронесла сквозь всю жизнь. Ее неоднократно исключали из консерватории, но ни разу не за пение, а за «диамат» или «историю КПСС». Мирошниченко с юности ясно знала, что ей понадобится в жизни, а без чего она вполне обойдется. Это был не юношеский максимализм или дерзость, а скорее глубокое чувство художественной правоты, всегда сопровождающее гениев, и чрезвычайно тонкое чувство времени.
«Выходя на сцену, я каждый раз настраивала себя так, будто это будет мое последнее выступление. И я должен петь так, чтобы зрители запомнили на всю жизнь мой голос».


Так и было. Когда Мирошниченко стала солисткой Национальной оперы, очереди за билетами на ее выступления тянулись от Владимирской до Крещатика. Евгении Семеновне часто предлагали переехать туда, где платили больше и условия были лучше. Однако, хотя она и размышляла об этом, решиться не могла.
«Есть люди, для которых родина – это там, где им хорошо. А я – не такая. Я с улицы на улицу не могу переехать без слез. Для меня расставаться с родным домом, с соседями – хуже смерти».
Ее много раз приглашали на мастер-классы в Японию и другие страны. Сама Елена Образцова обещала обеспечить ей выгодную работу за 100 долларов в день. «Женя, это же всего полтора месяца в год! Соглашайся!» Мирошниченко обещала подумать, и думала из года в год, из сезона в сезон, так и не уехала. «А на кого же я своих студенток оставлю?! Я ведь все время бы думала об этом, переживала бы…»



Бескомпромиссный характер и личная жизнь
Знавшие Евгению Мирошниченко лично рассказывали, что ее характер был совсем не медовый. Она не признавала никакой дипломатии в отношениях и всегда называла вещи своими именами. Когда другая украинская прима Белла Руденко переехала в Москву, чтобы покорять «Большой театр», Мирошниченко кратко и исчерпывающе охарактеризовала ее как «предательницу». О последних гастролях стареющей Монтсеррат Кабалье Евгения Семеновна сказала: «Я покинула театр в 1997. И я теперь знаю, что правильно сделала».
Евгения Мирошниченко была замужем трижды. В одном из последних интервью она призналась, что со всеми бывшими мужчинами сохранила прекрасные отношения, до сих пор встречается и общается с ними, без каких-либо недомолвок и тайн. А вот о ее романе с Фиделем Кастро в СССР ходили легенды.
«Фидель с делегацией приехал в Киев. Их, как это и часто бывало, повели в оперный. Я наблюдала из-за кулис, что Фидель совсем не смотрит на сцену, сидит боком и говорит с кем-то все время. Я тогда подумала — на меня он обязательно должен посмотреть. На мой голос он непременно обернется! прощу».
Он действительно вернулся на ее голос и не сводил глаз со сцены, пока Мирошниченко не зашла за кулисы.

После выступления директор театра остановил Евгению Семеновну в фойе и сообщил, что Кастро хочет, чтобы «Женя» осталась.
«Мы всю ночь пили вино и говорили, но больше ничего не было. И не могло быть». Спустя время Фидель Кастро пригласил ее на Кубу. Мирошниченко сначала заявила, что сама она ни в коем случае не уедет – пусть театр собирает группу, только так и не иначе! А когда группу собрали, примадонна легла в больницу. «На самом деле я была здорова. Ничего у меня не болело. Я просто убежала. Какой был скандал!.. Я после этого еще несколько месяцев старалась директору даже на глаза не попадаться». Когда Кастро приехал в Киев во второй раз и снова потребовал встречи, Мирошниченко была уже на восьмом месяце беременности. «Я так и сказала директору – Вы себе представляете, что я в таком виде пойду на прием?! Я – нет!»
Своего романа с румынским певцом Николае Херля Мирошниченко даже не пыталась скрывать.
«Беда в том, что мы живем в разных странах. Он не может покинуть свой театр, а я – свой. После своих гастролей в СССР он мне сказал по телефону – проклятые границы! Так и есть…».
«Бабушка Женя» и ее последняя мечта
Многочисленные ученики и ученицы называли Евгению Семеновну «бабушка Женя». Одна из учениц на вопрос, боится ли она свою наставницу, ответила: «Да. Она нас бьет». Поговаривают, что на уроке Евгения Мирошниченко могла снять с себя туфлю и швырнуть в кого-то из молодых певцов, если он ленился или не слушался. «Сволочь», — однажды сказала Мирошниченко ученицы, а потом добавила: «Моя ты милая сволочь…».
«Малая опера» – так назывался ее последний проект, которому, к сожалению, так и не суждено было быть воплощенным. Знатоки театрального закулисья говорят, что на него Евгения Семеновна потратила «свои последние нервы».
«Пять лет хождения по мукам! Думают, что я для себя стараюсь? Думают, что буду зарабатывать на новом оперном зале? А я же для детей стараюсь – для ваших!.. Их же выталкивают в чужие миры. Они же вынуждены ехать отсюда! А тут не нужны лучшие голоса? Почему никто не слышит?!
До новейших чиновников, которых, кстати, она часто видела в опере, достучаться так и не удалось. Уже перед самой смертью она поделилась с родными, что «Малая опера» была бы для нее лучшим подарком и лучшей памятью.
Вечная память
Евгения Мирошниченко скончалась 27 апреля 2009 года во время Пасхальной недели. Говорят, что именно на этой неделе, раз в год, небеса открыты, поэтому все умершие в это время попадают прямо в рай. «Смерть была мгновенной. Такую еще нужно заслужить», – вспоминает родня.
«Не существовал вопрос, на какую оперу ты хочешь попасть. Это был феномен, когда люди покупали билет на имя, на Мирошниченко, – говорит музыкальный критик Олег Вергелис. – История театра предполагает образ – примадонна. Евгения Семеновна была фактически последней примадонной украинской оперы. После нее были голоса, были очень приятны, были очень приятны. артистического высокого полета гения.