Евгения Ивановна Ярошинская (1868–1904) – это выдающаяся фигура в истории украинской культуры и общественной жизни конца XIX – начала XX века. Она была не только талантливой писательницей, но и активной публицисткой, этнографом, фольклористкой, педагогиней и одной из первых и ярых активисток феминистического движения на Буковине и в Галичине. Ее творчество и общественная деятельность неразрывно связаны с борьбой за эмансипацию украинской женщины и образование народа.
Феминистическое продвижение и общественная деятельность
Ярошинская принадлежала тому поколению украинских интеллигенток, которые под влиянием западноевропейских идей начали активную борьбу за права женщин. Она тесно сотрудничала с Наталией Кобринской и Ольгой Кобылянской, приобщаясь к развертыванию женского движения.
Отстаивание прав: Ярошинская решительно отстаивала право женщин на высшее образование и самостоятельность, критикуя общественные предубеждения, которые ограничивали женские способности «кухаркой» и «нянькой». В выпуске журнала «Наша судьба» 1893 Евгения Ярошинская обращалась к читательницам и читателям:
«…єслиби природа була вправді сотворила жінку лиш на кухарку тай на няньку, то не булаби єї обдарила висшими духовими здібностями, котрі не раз перевисшають мужескі. З сего послідного виходит, що жінки можут ставати разом з мужчинами на арену студій, можут разом з ними боротись о пальму досконалости. Теперішна залежнісь жінок походит не з їх нездібности, а з пересудів, через котрі не допускано жінок до висшої науки, показуючи їм все ті мужчинами по вигадувані природні права, котрі привязуют жінку на віки до печи…».
Организаторская работа: Участвовала в организации женского веча в Стрые (1891) вместе с Н. Кобринской, что стало важным событием в истории украинского феминизма. Она также организовывала первые центры женского движения, в частности общества «Женская община», в буковинских селах.

Просветительская Миссия: Как сельская учительница, Ярошинская несла идеи просвещения и национального сознания в массы. Она организовывала читальни, учила крестьян и крестьянок грамоте, а девушек — ремеслу, в частности ткачеству (ради чего сама окончила ткацкую школу в Силезии). Она была убеждена, что образование является ключом к освобождению как женщины, так и народа.
Творчество как феминистский манифест
Литературное наследие Евгении Ярошинской преимущественно посвящен жизни крестьян и, особенно, женской судьбы на Буковине. Она стала первой украинской писательницей на Буковине, которая активно печаталась на украинском языке, хотя начинала на немецком (повесть «Ein Frauenherz» – «Женское сердце», 1886).

Тематика: В своих рассказах и повестях Ярошинская изображала бедственное положение женщины в патриархальном обществе, ее зависимость от мужа, отца или брата, а также ограниченность возможностей для развития и самореализации. Она писала о женских страданиях, но одновременно изображала и женскую силу, стремление к достоинству и образованию.



Среди ее самых известных произведений:
- «Перекинчики» (1901) – повесть.
- «Над Днестром» (1895) – сборник этнографических зарисовок.
- Публицистические статьи, где открыто выражала свои феминистские воззрения.
Фольклористический труд: Отдельное место в его наследии занимает этнографическая и фольклористическая деятельность. Она собирала и записывала народные песни (упорядочила большой сборник «Песни буковинско-русского народа из-за Днестра»), изучала и популяризировала буковинскую вышивку и писанок. Эта работа была частью ее патриотической миссии – сохранение и подъем украинской культуры.
Недооцененное наследие
Жизнь Евгении Ярошинской оборвалась рано, в возрасте 36 лет (1904), но ее вклад в литературу и женское движение неоценим. Она была одной из тех интеллигенток-подвижниц, для которых служение народа и освобождение женщины были смыслом жизни.
Хотя его творческое наследие до сих пор не полностью исследовано и издано полным собранием, его произведения и публицистика остаются важным источником для понимания становления украинского феминизма и интеллектуальной жизни Буковины на рубеже веков.