Юрий Городниченко: «Наука — это как спорт. Если ты хочешь играть в «высшей лиге», то ты должен быть все время в тонусе»

29 мая, 2017

Сколько часов в неделю работает американский профессор? Чем отличается подход к процессу обучения в американском вузе от украинского? И что делать тем, кто хочет получить образование в самых престижных вузах США, включая ту же Лигу Плюща. В рамках Ukraine Economy Week* на эти вопросы ответил профессор Юрий Городниченко, который вот уже десять лет работает в Калифорнийском университете в Беркли.

Многие люди на Западе имеют очень слабое представление об Украине. Для них не играет роли, какой украинский вуз у вас указан в дипломе. И этот информационный барьер еще предстоит преодолеть. Первое, что нужно сделать человеку, который хочет получить западное образование, — податься на программу, которая котируется за рубежом. В моем случае это было стечение обстоятельств. Представьте, 90-е годы, кто в Украине знает про PhD-программы в Мичигане или Гарварде? Мне повезло, что в Киевской школе экономики, где я на тот момент проходил обучение, были иностранные профессора, которые нам помогали и наставляли, говорили о возможностях для дальнейшего роста, рассказывали о том, что Украина — это не предел: «Если вы действительно хотите быть полезными для своей страны, езжайте, заработайте себе имя за рубежом, вернитесь и вы будете намного более влиятельным человеком для развития Украины». На данный момент я уже десять лет преподаю в США, но надеюсь когда-нибудь вернуться в Украину.

Жизнь американского профессора прекрасна. Для людей, которые не любят, когда их контролируют, это идеальная работа, — ты сам себе начальник. Никаких заполнений учебных планов в Америке нет. Ты сам решаешь, что ты будешь преподавать и как. Главное в моей работе — чувство первооткрывателя, когда ты чувствуешь, что покоряешь все новые и новые вершины. Ну и конечно, это еще очень интересно. Самое важное — со всей страстью относиться к своему предмету, потому что работать придется действительно много. И свою тему придется выбрать самому, никто не будет вам указывать, что и как делать, сколько времени уделять исследованиям — и это огромный вызов для многих людей, потому что в течение многих лет приходится мотивировать себя самим.

Уровень загрузки у американского профессора меньше, чем у украинского, как мне кажется. В Украине загрузка педагогов заоблачная и у них не остается времени что-то изучать дополнительно по науке. Еще одна разница — в Украине система устроена так, что ты или преподаешь, или делаешь исследование, а в США это все интегрировано. Возьмем, например, Беркли или Стэнфорд: там профессор должен и двигать науку вперед, и в то же время подтягивать студентов к этой передовой.

Процесс обучения в западных университетах строится согласно философии: «Чем бы ты дальше ни занимался, если ты понимаешь главный принцип, дальше все будет легко». Например, если ты выучишь главный принцип, как работает транзакция, то потом все детали ты выучишь, это не проблема. И это главное отличие от украинской системы образования.

Если бы мне пришлось реформировать какой-либо украинский вуз, то первое, что бы я сделал, — начал искать кадры: тех, кто имеет какой-то опыт работы с западными университетами, стажировались там, учились и хотят интегрироваться в глобальное сообщество. Все нужно начинать с кадров.

В западных вузах ключевым критерием при приеме на работу профессоров является индекс цитированности, потому что студенты, выбирая место для получения образования, хотят учиться у тех людей, которые являются №1 в этой профессии. Но конкуренция сильна не только между университетами, а и внутри учебных заведений между профессорами. Если все работают без памяти день и ночь, то и тебе придется работать день и ночь, чтобы не отставать. Моя рабочая неделя, например, составляет 100 часов. [traqli_related]

В какой-то степени наука — это как спорт. Если ты хочешь играть в «высшей лиге», то ты должен быть все время в тонусе, иначе потом ты спустишься в первую лигу, вторую, в запасные, а потом просто уйдешь с радаров. Когда ты в своей области чемпион, то все тебя знают, а второй или третий номер уже никому не интересен. Для себя вопрос с саморазвитием я решаю через посещение конференций, чтобы и себя показать, и посмотреть, что происходит, плюс, конечно же, много читаю. И главное — тебе нужно верить в себя, потому что ты постоянно будешь слышать в свой адрес «Ты не прав, ты не прав». Например, я написал одну статью еще в 2012 году, и только сейчас ее опубликовали в журнале. У меня ушло на это пять лет. Нужно быть очень терпеливым и уверенным в себе, чтобы что-то получилось.

Тем, кто хочет получать PhD за границей и строить академическую карьеру, нужно ответить для себя на эти вопросы:

1. Вы любите то, что делаете?

2. Вы готовы к рабочей неделе в 80-100 часов в течение 5+ лет?

3. Вы готовы работать еще больше после выпуска?

4. Вам нравится работать без начальства?

5. Вам нравится командная работа?

6. Вы готовы браться за рискованные проекты? Вы сможете спокойно принимать неудачи и отказы?

7. Ваш уровень английского достаточный для того, чтобы слушать лекции, делать исследования и общаться с профессорами?

8. Вы готовы в течение длительного периода времени быть вдали от родного дома?

*#UkraineEconomyWeek — серія подій, присвячених економічному розвитку України та організованих Київською школою економіки та компанією Visa за підтримки НБУ.

— Читайте также: Валерия Заболотная: «Креативность возникает, если мышление «не отягощено» научными шаблонами»