Бизнес-вумен на SHE Congress 2021 рассказали, как им удаётся строить свой бизнес, о своём распорядке дня, жизни помимо работы и назвали лайфхаки для женщин-лидеров, которые позволят построить успешную карьеру или бизнес.
Мотивация, маркетинг, менеджмент: из чего состоит успешный бизнес
Открыв салон красоты национальный лидер, бьюти-експерт и бренд-амбассадор Mary Kay Ukraine Виктория Туткевич руководствовалась двумя принципами: «Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам» и «дайте почувствовать значимость». Такому отношению к клиентам она научила и своих администраторов.
«Мы стали внедрять в свою работу карточку клиента, где отмечали дни рождения, поздравляли клиентов, отмечали их регулярные посещения и дарили им бесплатные посещения. В результате мы получали много рекомендаций и наш бизнес процветал», — рассказывает она.

Параллельно Туткевич занималась работой в Mary Kay Ukraine и за 9 месяцев выполнила лидерскую программу. Она обнаружила, что доход в месяц в статусе директора в два раза преувеличил доход в салоне красоты, поэтому Туткевич продала салон. Тот обанкротился под руководством новой хозяйки, которая не считала нужным, чтобы персонал уделял внимание клиентам.
Национальный лидер назвала три М успешного бизнеса – это мотивация, маркетинг и менеджмент. Мотиваций – это когда ваше «хочу» становится в категорию «надо». Менеджменту научиться можно, прописывая список 6 дел на завтра – так вы чётко понимаете, приведут ли эти дела к той цели, которую вы хотите достичь. Также стоит ставить краткосрочные цели на неделю и потом делать недельный отчёт – такой же принцип можно внедрить и в компании, что позволит держать руку на пульсе. Ещё один хороший инструмент – составить карточку персонала. Т.е. прописать сильные стороны сотрудника, его мотивацию работать и «пусковые кнопки», надавив на которые можно мотивировать его выполнить задание.
По словам Туткевич, люди мотивируются разными способами, но в основном – это денежное вознаграждение или же признание.
Моя задача — построить сильную команду, с ней я сама становлюсь сильнее. Сильная — поднимет на вершину, слабая – будет тащить вниз

Она также поделилась принципами лидерства как движущей силы бизнеса:
- Обязательно хвалите и поощряйте сотрудников, это хорошо работает. Но при этом добавляйте, что «ты можешь больше», чтобы человек не почивал на лаврах. Важно похвалить прилюдно — это будет иметь большее воздействие.
- Чтобы команда становилась сильнее, важно построить их взаимодействие.
- Масштаб вашей цели определяет масштаб вашего бизнеса. Одна вы не можете стать транснациональной корпорацией. Вам нужна сильная команда.
- Понимание ниш рынка, его потребностей и умение предложить себя и свой продукт определяют ваш успех.
- В основе пирамиды успеха должна лежать миссия. Задайте себе вопрос: ради чего вы готовы просыпаться по утрам или не спать ночами?
На первое место вы всегда должны ставить себя: как упорядочить жизнь и бизнес так, чтобы не выгорать
Совладелица и исполнительный директор «Семьи ресторанов Дмитрия Борисова» Елена Борисова рассказала, что в их команде – 4 тысячи человек, а дома ждёт ещё пятеро детей. Благодаря системному подходу во всём ей удаётся не выгорать ни на работе, ни дома.
Главное — осознавать свои подлинные желания и право на их реализацию, овладеть тайм-менеджментом, обязательно выделять время на себя на отдых и помнить, что идеальных людей не существует.
«Мой тайм-менеджмент выглядит так: я встаю в 5 утра и до 6-ти могу провести время наедине с собой. Потом просыпаются дети, я собираю их и везу в школу. До 12:00 могу делать то, что меня наполняет: языки, обучение, сеанс с психологом, йога и т.п. С 12:00 до 18:00 — жесткий бизнес, когда все структурировано. Уже наша управляющая компания состоит из более, чем 200 человек. Я уже перешла в формат таунхоллов — это известная практика небольших собраний, когда каждый департамент ставит задачи своему департаменту на 2 недели и потом показывает результаты. Это очень эффективно — у каждого есть по 15 минут, чтобы рассказать о достигнутых результатах за 14 дней и поставить новые задачи. После 18:00 я мать и жена – забираю детей со школы, укладываю их спать. У нас правило, что все идут спать до 22:00. Перед сном я читаю книгу, т.к. сериалы не люблю», — рассказывает исполнительный директор «Семьи ресторанов Дмитрия Борисова» Елена Борисова.

Она рассказала, что формирует свой план на день и живёт по графику. Также она ставит цели на год, месяц и день. Такие установки помогают достигнуть максимального результата:
Помните правило Парето: 20% усилий дают 80% результата, а 80% усилий — лишь 20% результата. Если у тебя всё систематизировано, прописан план, если знаешь, где ты будешь завтра – это работает на 80%
В «треугольнике» приоритетов у Борисовой на первом месте она сама, потом идут муж, дети, родители, бизнес, друзья.
«Это не про эгоизм, а про правильную расстановку приоритетов. Часто нашей жизнью часто управляют друзья или дети. А если я найду взаимодействие с собой, то я смогу найти взаимопонимание с любым человеком», — объясняет Борисова.
Главные правила спикерки как мамы:
- Не пытаться быть идеальной, поскольку каждая мама идеальна для своего ребёнка. Не существует норм или времени, которое нужно провести с ребенком. Делайте как вам удобно, чтобы не выгорать и не быть жертвой.
- Помнить, что ты уже – лучшая мама для своих детей.
- Счастливая мама = счастливый ребенок.
- Не бояться просить о помощи.
- Доверять себе и прислушиваться к ребенку.

Борисова также убеждает, что ни в коем случае нельзя не перекладывать ответственность за свою жизнь на обстоятельства. Нужно ставить цели и жить по чёткому графику, чтобы всё успевать. В бизнесе она руководствуется такими правилами:
- Win-win – единственный бизнес-принцип.
- Изменения – единственная константа.
- Женщины-лидеры – гуру антихрупкости.
- Ценности – это фундамент, креативность – главный актив.
- Любовь в бизнесе значит не меньше, чем в личной жизни.
«Я считаю, что когда ты создаешь продукт, он должен создаваться через любовь. Необходимо делать его, как для себя. Миссия наших оресторанов — развитие гастрономической культуры Украины. Такое количество сотен тысяч людей попробовали впервые устрицу за 29 гривен в «Белом наливе», когда раньше устрицы были по $30 в ресторанах. Мы все одинаковые. Наша миссия о том, что можно быть любым и мы любого ждём. То количество молодой публики, которое у нас есть — никто не сможет повторить. Эта молодёжь говорит, мол, вы к нам относитесь как к людям. Нам не важно, насколько неформально вы выглядите или подход используете – чем неформальнее, тем лучше, мы примем вас на работу. Также мы относимся и к наличию/ отсутствию детей или наличию/отсутствию брака у вас», — говорит исполнительный директор «Семьи ресторанов Дмитрия Борисова» Елена Борисова.
Построить зрелую команду может только зрелый руководитель
Директор по управлению репутацией и маркетингом группы компаний Новая почта Елена Плахова рассказала, как растить мотивированную команду и балансировать между личными амбициями и командными целями.
«В моём понимании зрелость включает в себя несколько аспектов. Первое, это когда за все, что происходит в жизни, человек берёт ответственность на себя. Второе — он никогда никого не винит. Т.е., если команда не достигла результата — это вина команды и руководителя», — считает Плахова.

По её словам, у команды есть несколько степеней развития, и на каждом из них лидер исполняет разные роли.
Детский сад. Основные характеристики: члены команды ждут конкретных инструкций, что им делать, списывают свои провалы на «плохо поставленное ТЗ», спихивают вину на другого или на то, что это не прописано в моей служебной инструкции. Роль лидера: быть воспитателем. Решение работать ли с такой командой принимайте сами — если вы готовы инвестировать в развитие команды, проводить стратегические сессии, то можете попробовать.
Один из методов — каждую пятницу разговаривать с сотрудниками о том, что происходит в их жизни помимо работы и непосредственно спрашивать о работе. Это разговор «с ребёнком», когда вы можете отловить контрольные точки, которые мешают продвинуться дальше.
Пубертат. Основные характеристики: выполняется то, что обычно и проще выполнить, все еще работают с симптомами, а не причинами. Не готовы понять, почему произошло, но готовы решить причину. Более зрелые люди, с ними можно работать. Решают то, что хочется решать и что привычнее делать. Роль лидера: менеджер по продажам.
Яркая молодость. Основные характеристики: появляется инициативность и эксперименты, зрелое разрешение конфликтов, умение вести диалог. Ориентация на data-inspired подход, люди сами принимают ответственность за то, чтобы помочь. Они делают идейные веши и готовы друг друга страховать, поддерживают, если кто то не справляется — вся команда включается. Им не делегируют задачи. Им нужно просто поставить большую цель и дать ресурс: обучение, возможность поехать на конференцию. Роль лидера: направлять, обеспечивать ресурс.
Зрелость. Основные характеристики: команда как агент изменений уровня компании, расширение сфер воздействия. Роль лидера: партнер и визионер. Выгодно растить свою команду, чтобы достигать больших вершин.

Также директор по управлению репутацией и маркетингом группы компаний Новая почта Елена Плахова поделилась принципами лидерства и управления, которые помогли ей укрепить команду:
- Вместо того, чтобы подстраиваться под систему – стройте ее сами.
- Отсутствие иерархии. Плоская структура, в которой почти или вообще нет среднего управленческого звена, позволяет улучшить координацию и скорость обмена информацией между сотрудниками.
- Развитие и рост команды, делать упор на сильные стороны, а не развивать слабые.
- Громко праздновать победы
- Убирать из команды токсичных сотрудников, поскольку появление даже одного такого сотрудника на команду из 150 человек, сделает работу невыносимой. Плахова рекомендует увольнять таких сотрудников и не идти с ними на компромиссы.
- У конкретной победы — конкретное лицо, т.е. тот, кто больше всего приложил усилий. Этот человек должен получить заслуженную похвалу.
- Обеспечить команде доступ ко всем ресурсам — нельзя просто дать задачу и уйти.
Встречают нас за «хардами», а провожают за «софтами»: почему важно развивать эмоциональный интеллект
Операционный директор инвесткомпании Q Partners Андрея Иванова Александра Фурсенко считает, что в современном мире «хард скиллс» — это уже база, а «софт скиллс» — те дополнительные навыки, которые ставят вас в выигрышное положение. Среди таких скиллов – эмоциональный интеллект, над которым нужно работать абсолютно всем.
«Думаю, многие читают много литературы про то, как управлять командой, но прочитать и законспектировать — недостаточно. Есть ещё человеческий фактор – в офисе работают люди с живыми потребностями, которые имеют свои ожидания и травмы, имеют альтернативную точку зрения. Если рукоовдитель не ставит задачу развивать эмоциональный интеллект — у него нет шансов быть эффективным», — считает Фурсенко.

По её словам, быть рациональной и с холодным рассудком – уже не работает, поскольку вы должны понимать, что беспокоит вашего сотрудника, чтобы выстроить коммуникацию. Поскольку его настроение – повлияет в целом на успех вашего бизнеса.
Спикерка предоставила конкретные инструменты для развития эмоционального интеллекта:
- Научиться распознавать свои эмоции и эмоции своих коллег.
- Регулярно собирать фидбеки. Можно использовать метод «один на один» — разговаривать с каждым сотрудником по отдельности, чтобы в живом диалоге получить обратную связь от подчиненного, понять его ожидания, как на него/нее повлияли ваши решения. Также работает такой инструмент, как опрос 360 – его стоит проводить раз в год. Оценивают сотрудника методом 360 градусов посредством опроса его окружения: начальника, коллег, подчиненных. Если к оценке присоединяются иные заинтересованные лица (потребители, клиенты, поставщики, партнеры), то метод 360 трансформируется в методику 540 градусов.
- Обращаться за помощью.
- Регулярно отдыхать.
- Развивать эмоциональное здоровье – это хобби, любимое занятие, которое будет приносить гармонию и драйв, это источник вашей жизненной энергии.
Совершенный менеджер — мифическое существо как единорог: почему перфекционизм может вредить бизнесу
Вы не можете знать абсолютную истину — как правильно развивать бизнес, что точно сработает, как правильно коммуницировать о предстоящих изменениях. Для этого нужна сильная команда, а как её сформировать – рассказала генеральный директор Philip Morris Moldova Елена Науменко.
При формировании команды обратите внимание на кандидатов с потенциалом. Важно не то, что человек знает и умеет сейчас, а то, чему он научился, и какого прогресса достиг в своей сфере деятельности.
Сильная команда – это слаженная работа. А это возможно только тогда, когда в нем присутствует разнообразие личных качеств и подходов к решению проблем. Именно поэтому, нанимая нового члена команды, задайте себе вопрос «Принесет ли этот сотрудник разнообразие в команду и как в результате изменится динамика работы?» — Для лучшего понимания, как эффективно взаимодействовать в команде, вы можете внедрить тестирование личности по системам MBTI или DISC.

Она также рассказала, что часто женщины, которые становятся руководителями, переживают, что не справятся. Особенно, если в их подчинении мужчины.
«Так произошло со мной. В команде из 100 человек было лишь 25 женщин, а в моём подчинении оказались 5 мужчин с опытом продаж большим, чем мой опыт в компании в целом. Вопреки опасениям – этот период стал временем разрушения гендерных стереотпиов. Я зря переживала. Если ты стремишься укрепить бизнес, адекватно вознаграждаешь подчиненных, предоставляешь возможности для роста и поддерживаешь разнообразие в коллективе – ты хороший руководитель независимо от пола», — рассказывает Науменко.
Генеральный директор Philip Morris Moldova дала советы руководительницам: меньше сомневаться, делиться опытом с другими женщинами и прочитать книгу Шерил Сендберг «Включайся!».
Материал подготовила Ярослава Жуковская