Рывок в карьере: 10 правил оптимизации профиля в LinkedIn от карьерного коуча Елены Полищук

Как находить работу и строить карьеру по методу американских бизнес-школ

Как самостоятельно находить работу и строить карьеру, независимо от изменений в стране или перемен в вашей компании. Какие они — подходящие резюме. Что нужно писать в сопроводительных письмах и как правильно отвечать на вопросы на собеседованиях. Требования к кандидатам в разных сферах меняют из года в год, и пока вы строите карьеру, ваш навык поиска работы устаревает. А возможно, вы уже засиделись на одном месте и исчерпали там все возможности. 

Елена Полищук, карьерный коуч, основатель Career Academy, написала книгу с практическими заданиями по методу поиска работы выпускниками американских бизнес-школ, которые быстро находят работу после окончания учёбы, чтобы вы сами могли разработать ваш индивидуальный план поиска работы, привлечь внимание рекрутёров и получать приглашения на собеседования. За 20 лет Елена работала в 12 компаниях в 4-х странах, сменила 5 профессий. Поэтому сама знает, что очень часто приходится искать работу в самое неподходящее время. Поиск работы – это стресс, в такие моменты действовать нужно быстро, а времени мало. Публикуем отрывок из книги «Вы можете больше. Как находить работу и строить карьеру по методу американских бизнес-школ», в котором Елена рассказывает, почему так важно работать с LinkedIn.

Кто не умеет говорить,
карьеры не сделает.

Наполеон Бонапарт

Я работала в международных корпорациях и отелях в Абу-Даби, Дубае, Москве и Киеве, работала с топ-менеджерами. В настоящее время живу в Сан Хосе (Калифорния), провожу тренинги и консультирую, как находить работу и строить карьеру.

Замечали ли вы созависимость работы и вашей личной жизни? Здесь имеется некий баланс. Если всё в порядке с карьерой, то и в личной жизни всё нормально. И наоборот: неприятности на работе часто тянут за собой стресс, ухудшение самочувствия, отношений, иногда даже финансовые проблемы и т.п.

Мне пришлось менять профессии и компании, работать в маркетинге, заниматься связями с общественностью, развивать стартапы, проводить тренинги, даже работать в логистике. Причины смены работы были самые разные: уход компании с рынка, отсутствие перспектив роста, выгорание, стресс, несогласие с начальником, отсутствие видения себя в будущем и потеря всякого смысла моей работы.

Поиск работы – это когда земля уходит из-под ног, боязнь неизвестности, когда ты остаешься один на один с собой и своими страхами… Мою карьеру можно разделить на две половины: до и после окончания американской бизнес-школы. До МВА в 2009 году я часто меняла работы, профессии, сферы деятельности. Я массово рассылала резюме (сейчас это называется спам) и редко получала ответ. Во время учёбы в бизнес-школе я научилась оценивать ситуацию, работодателей, работать с рекрутёрами, находить возможности для карьеры и бизнеса, видеть, где заводить полезные связи и как достигать поставленных целей. На моей последней работе в Эмиратах в моём отеле работали сотрудники 36 национальностей. Опыт – самый лучший учитель. Так как в отелях работники часто меняют работу (в среднем каждые 2-3 года), я сама проходила сотни собеседований и искала людей для своего отдела. Я с удовольствием поделюсь с вами своим опытом как сотрудника, так и рекрутёра.

Я написала эту книгу, чтобы каждый из вас, кто хочет большего, получил план действий из конкретных шагов, как найти достойную работу и развивать карьеру. Также в книге много примеров из жизни моих коллег и знакомых, которые успешно работают в западных компаниях. Все мои клиенты доходят до собеседования. Поиск работы – это процесс, последовательность действий. Если вы задумываетесь искать работу, рекомендую читать главы по порядку и выполнять несложные задания в конце. Это поможет вам самостоятельно разработать ваш личный план поиска и получать приглашения на собеседования.

Эта книга позволит вам найти работу и развивать карьеру по проверенному методу, который используют выпускники американских университетов, инвестирующих время и деньги в свое обучение, чтобы ускорить рост своей карьеры. Мне хорошо известны все стадии поиска работы: от выпускницы бизнес-школы, наемного менеджера до руководителя отдела маркетинга и коммуникаций.

Метод американских бизнес-школ

Процесс поиска работы можно изобразить как процесс, где каждый этап одинаково важен:

Когда вы ищете новую работу или задумываетесь о том, чтобы сделать следующий шаг в карьере, задайте себе три вопроса:

1. Какие мои сильные стороны? Что получается делать хорошо?
2. За что меня хвалят, за чем обращаются коллеги и знакомые? Что у меня уже есть? Опыт, знания, навыки, контакты или точка А.
3. Где бы мне хотелось оказаться в будущем? Чем мне нравиться заниматься? В каких компаниях, в какой сфере или точка Б.

В будущем, с развитием технологий, нам придется менять работу, а возможно и род деятельности, каждые 2-3 года. Поэтому навык поиска работы пригодится вам в будущем. Чем больше вы ходите по собеседованиям, чем больше у вас практики, тем более уверенно вы себя чувствуете.

РАБОТА С LINKEDIN

На тему работы с LinkedIn, самой крупной в мире социальной сети для профессионалов, написано много книг. Поделюсь своим опытом, как использовать эту соцсеть для поиска работы, расширения деловых контактов и личного маркетинга.

В LinkedIn 645 миллионов пользователей, проживающих в 200 странах. Их миссия – объединить специалистов разных стран и сделать их более эффективными и успешными. LinkedIn получает доход от продажи подписки, рекламы, а также от решений для подбора персонала и продаж. В 2016 году LinkedIn приобрела компания Microsoft. Поисковик LinkedIn индексируется в Google, Yahoo, Bing и др. Профессионалы могут использовать LinkedIn:

Для работы

Подаваться на открытые вакансии, связываться с теми, кто ищет персонал, получать подписку с вакансиями, соответствующими вашей должности, запросы от хедхантеров из других стран. Ваш профиль в LinkedIn – это «живое» онлайн-резюме, только с вашими контактами, рекомендациями, опытом, достижениями и интересами.

Рекрутёры и будущие работодатели будут искать вас в интернете, и первое, что найдет поисковик – ваш профиль в LinkedIn.

Для карьеры

Для личного маркетинга: стать более заметным внутри вашей компании и индустрии. В этой сети вы можете делиться качественным контентом и новостями о ваших профессиональных достижениях, отслеживать, комментировать посты и новости ваших коллег или руководства или руководства зарубежных филиалов, получать уведомления о карьерных изменениях и днях рождения ваших контактов.

Я подписана на новости головного и региональных офисов, читаю интервью своего вице-президента и просматриваю видео вице-президента по персоналу. Все это – прекрасный повод для начала беседы (small talk) во время встречи с ними несколько раз в год. В корпоративном мире связи решают всё. Посмотрите на коллег, получивших повышение или переехавших работать в филиал вашей компании за рубежом. Большинство из них отличает умение выстраивать связи на разных уровнях корпоративной лестницы: с кадровиками, непосредственным начальством, начальником начальника, коллегами из других стран и т.п.

Вы тоже можете быть в курсе событий вашей корпорации и делиться контентом, относящимся к вашей работе, через LinkedIn Elevate: там его увидят сотрудники вашей корпорации.

Для развития личного бренда

Если вы юрист, фрилансер, дизайнер, маркетолог, коуч, преподаватель, профессор, автор, работаете с корпоративными клиентами, студентами, вы можете публиковать качественный контент, вовлекать вашу аудиторию и повышать узнаваемость вашей персоны.

Для B2B-маркетинга, продаж 

Поиск клиентов, маркетинг вашего продукта для организаций (маркетинг, IT-решения, продажи и др.)

Для поиска персонала

LinkedIn – инструмент номер один для кадровиков и хедхантеров в международных компаниях. Как правило, здесь ищут менеджеров среднего звена и выше. Поисковик сети может найти соискателя по ключевым словам должности, профессии и географии. Можно просматривать профили кандидатов и отправлять им сообщения. Студенты и выпускники университетов активно используют LinkedIn для поиска практики и работы.

Для обучения

В 2016 году LinkedIn приобрел одного из пионеров онлайн-образования Linda.com (сейчас LinkedIn Education) с доступными курсами от маркетинга и бизнеса до web-дизайна. Если вам надо быстро освоить какой-то предмет и нет времени на университетский курс (который длится минимум месяц), вам сюда.

Инструмент No 1 для зарубежных рекрутеров

Когда-то я работала в киевском отеле, но хотела жить и работать в ОАЭ. Благодаря LinkedIn мое резюме заметили рекрутёры и работодатели в Эмиратах, Бахрейне и Катаре. Даже находясь у себя в стране, я проходила собеседования и искала работу за границей. Когда я уехала из ОАЭ, я продолжала получать сообщения от хедхантеров, так как мой профиль оптимизирован и находится в топе поисковиков LinkedIn и Google.

Если ваш профиль не оптимизирован (не содержит ключевых слов, относящихся к описанию должности), у вас почти нет шансов пройти фильтры отбора программы или робота, сканирующих кандидатов.

Все чаще компании при поиске персонала используют искусственный интеллект. Значит, кандидатам следует уделять особое внимание своим профессиональным навыкам (skills) и фиксировать эти изменения в резюме и в профиле LinkedIn. Иначе, каким бы суперкандидатом вы ни были, каким бы опытом ни обладали, вам будет сложно пройти фильтры программ по поиску кандидатов и попасть в поле зрения живого рекрутёра.

Например, маркетинг в отелях сегодня отличается от маркетинга три или пять лет назад. На первое место вышли знания digital: соцсети, отзывы гостей и работа с такими сайтами онлайн бронирования, как TripAdvisor.com, Booking.com, Expedia.com и др., а также создание контента, оптимизация сайта, видео, рассылки (e-mail, мессенджеры) и многое другое. Добро пожаловать в эпоху четвертой индустриальной революции!

Инвестируйте время в создание полного «звездного профиля» (All-star) в LinkedIn, так ваши шансы быть замеченным рекрутёрами возрастают на 270%! Такой профиль будет в три раза чаще появляться в поисковиках и ленте ваших контактов.

10 правил оптимизации профиля в LinkedIn

1. Профессиональная фотография — Image

У профессионала в социальной сети для профессионалов должно быть профессиональное фото. Ваш профиль в LinkedIn – это «живое» онлайн-резюме, визитная карточка, а фотография – самое первое, на что люди обращают внимание. Как правило, это доброжелательное лицо с улыбкой. Мужчинам рекомендуется деловой костюм с галстуком, женщинам – костюм, рубашка или деловое однотонное платье (минимум аксессуаров).

Ежедневно рекрутёры просматривают десятки резюме, ваша цель – выделиться, запомниться, получить приглашение на собеседование, найти работу, расширить контакты и т.д. Используйте обложку профиля, чтобы подчеркнуть место работы (если есть чем гордиться) или то, чем вы занимаетесь: то, что отличает вас от других кандидатов.

2. Заголовок – Headline

Под вашим именем и фото находится заголовок – это самое первое, что показывает поисковик, и то, что видит получатель ваших сообщений. В заголовке укажите должность, занимаемую вами. Например: Director of Marketing and Communications или IT Manager, Passionate Programmer и т.д.

Подумайте, кого ищет рекрутёр той компании, где вы ищете работу? Какие ключевые слова использует для поиска данной должности? Не пишите: «Professional Experienced Sales Manager». Пусть об этом скажет ваш опыт и рекомендации.

3. Опыт работы — Experience
Цель – заинтересовать работодателя и попросить прислать вас резюме. Пишем коротко о главном. Указываем место работы, какую должность занимали и когда, одним предложением, за что вы отвечали.

Можно прикрепить 2-3 файла, которые подчеркивают вашу экспертность или опыт подобной работы. Это могут быть портфолио или проекты, которыми вы гордитесь (презентация, ссылка на публикации, видео, статьи и т.д.). Если портфолио нет, просто укажите сайты компаний с прежней работы.

4. Образование – Education
Укажите название вуза, диплом или сертификат, годы учебы, дайте ссылку на веб-сайт учебного заведения. Не надо выкладывать копии дипломов.

5. Волонтерский опыт – Voluntary Experience
Помним, что LinkedIn – американская компания, где волонтерство приветствуется и учитывается при найме на работу и поступлении в учебные заведения. Укажите свой опыт и коротко (1-2 предложения) опишите, что входило в ваши обязанности. Если такого опыта нет, подумайте о возможности его получить (на работе, у себя в городе, местной школе, больнице, организации по защите животных и т.п.). Часто в процессе интервью спрашивают: «Что вам интересно?» (What’s your passion?). Расскажите о своем опыте, о том, как вы помогаете другим и полезны обществу. Такого кандидата хотят все компании.

6. Подтверждения навыков – Skills and Endorsements

Информация о ваших навыках поможет оптимизировать онлайн-профиль: они станут теми ключевыми словами, по которым большинство компаний ищет кандидатов. В LinkedIn можно указать 50 навыков (что вы умеете), относящихся к вашей работе, опыту, знанию индустрии. Если вы их не укажете, алгоритм сети будет предлагать вашим контактам (часто это коллеги по работе или знакомые), чтобы подтвердить навыки, предложенные программой. Зайдите в профили ваших контактов и выберите их навыки, они
сделают то же самое. Вы можете поставить в топ три лучших навыка. А также управлять настройками подтверждения другими ваших предполагаемых навыков, анонсировав их в сети. Я оставляю эту функцию открытой и всегда подтверждаю навыки своих контактов. Не знаете, какие навыки указывать? Возьмите описание должности или работы, которую хотите получить, на английском языке. Посмотрите профили ваших конкурентов или людей, работающих в подобной должности в других компаниях, странах, проанализируйте их навыки.

Возвращайтесь к своему профилю каждые 4-6 месяцев: анализируйте навыки, следите за тенденциями и нововведениями в вашей профессии, индустрии, убирайте старые и добавляйте новые.

7. Общие сведения – Summary

Общие сведения указываются в шапке профиля. Это короткое резюме о вас, содержащее утверждение или несколько предложений –что отличает вас от других (unique selling point). Заполняйте общие сведения в самом конце.

8. Рекомендации – Recommendations

Цель рекомендации – мнение третьей стороны, человека, с которым вы работали.

9. Работа с LinkedIn
Благодаря LinkedIn вы будете в курсе событий ваших контактов. Заведите правило: после знакомства найдите человека в LinkedIn, используя мобильное приложение. Визитки могут потеряться, а контакты в соцсети для профессионалов вечны. За последние 10 лет я сменила четыре страны. Меня легко находят бывшие коллеги и сокурсники, также поменявшие не одно место работы. Иногда мне надо найти или дать контакт человека, ушедшего с работы, и LinkedIn в этом плане незаменим.

Будьте полезны вашим контактам, делитесь качественным контентом, контактами, пусть ваше имя ассоциируется с вашей сферой деятельности или профессией.

10. Подписка LinkedIn Premium
Когда я искала работу, мне нужно было выделиться среди других кандидатов, обратить на себя внимание, активно общаться с рекрутёрами, видеть тех, кто просматривал мой профиль. За $29,99 в месяц я оформила подписку Premium. Мне звонили и писали рекрутёры и хедхантеры несколько раз в неделю. Вы можете попробовать оформить бесплатную подписку на месяц, но за один месяц мало шансов найти работу. Говорят, что следующую работу надо начинать искать сразу после того, как нашел новую, и LinkedIn в этом может помочь.

О том, где искать работу и куда отправлять резюме читайте в книге.