Почему школьная система образования не предназначена для умных детей

О подводных камнях двенадцатилетнего образования на примере США

17.09.2018

В украинской системе образования намечается сдвиг благодаря реформе Министерства образования и науки Украины  «Новая украинская школа», которая предполагает двенадцатилетнее обучение в классах, сформированных на основании возрастных критериев. В контексте этой реформы полезно рассмотреть опыт других стран, где система К-12 работает уже давно. Колумнист Дэниэл Латьер делится основными результатами исследования, проведенного Школой образования Джона Хопкинса.

За последние пять лет я проанализировал несметное количество показателей успеваемости учеников и почти всегда обращал внимание на большой процент тех, чьи успехи в чтении, математике и истории ниже среднего. Я воспринимал эти цифры как очевидное доказательство недостатков текущей системы образования. Но недавний аналитический материал «Как столько учеников могут оставаться незамеченными?» привлек мое внимание к проблеме нашей образовательной системы. А проблема вот в чем…

Изучив информацию из пяти разных, уважаемых в национальных масштабах, отчетов по успеваемости учеников, исследователи обнаружили, что «успеваемость 20-40% процентов учащихся начальной и средней школы как минимум на уровень выше текущих требований по чтению, а 11-30% — как минимум на уровень выше требований по математике». Большинство людей прочли бы эту статью и подумали, что система образования работает хорошо. Но я и профессора, которые проанализировали данные, пришли к другим умозаключениям. Дело в том, что так как система распределяет учеников исключительно на основании возраста, классы формируют из детей с разными способностями к обучению. Поэтому ученики с низкой успеваемостью неизменно оказываются отстающими в постоянной борьбе за то, чтобы наверстать. И именно им современные реформаторы школ и образования уделяют больше внимания.

Но те, чья успеваемость выше, тоже страдают от этой системы. Они вынуждены проводить семь часов в день в классе, изучая материал, который для них слишком простой и который они усваивают, скажем, за два часа. В итоге у них атрофируется интеллект.

Это то, что я испытал на себе в детстве. Мне было скучно на протяжении почти всего моего обучения в начальной и средней школе, потому что я либо уже знал, либо быстрее схватывал то, что в большинстве случаев просто проговаривалось другими словами снова и снова. И так происходило не потому, что я был гением; я считаю себя всего лишь «средне выдающимся». Со временем из умного любознательного ребенка я превратился в апатичного и ленивого во всем, что касалось учебы. Уверен, многие прошли через подобный опыт.

Профессора, которые опубликовали статью «Как столько учеников могут оставаться незамеченными?», в своих рекомендациях пришли к следующим выводам:

«Американская система двенадцати классов, которая в основном базируется на возрастных критериях распределения по уровням, должна быть серьезно пересмотрена. Исследования показывают, что значительное количество учеников могли бы выиграть от обучения в формате общих разновозрастных классов или от ускоренного изучения одного предмета. Это особо показательно на примере литературы, изучение которой дает устойчивую позитивную динамику при грамотном внедрении системы перехода в следующий класс на основании высокой успеваемости. Ускоренный переход в новый класс будет потенциально выгодным для учеников, нацеленных на профессиональную карьеру, которая требует существенной академической подготовки.

Штаты должны запрашивать от каждого района и школы отчеты о проценте учеников с успеваемостью выше средней. Исследование предполагает, что эти дети не получают достаточно вызовов со стороны учебных планов и предъявляемых к ним требований. Первым шагом на пути удовлетворения потребностей этих учеников является постоянная фиксация их наличия и их количества».

Пока новая украинская школа только становится на путь двенадцатилетнего образования и сохраняет возрастной критерий формирования классов, западные страны смотрят в сторону следующих реформ. А это дает нам возможность учиться на чужих ошибках.

Источник: intellectualtakeout.org

— Читайте также: Снова в школу: Как научить родителей и детей извлекать пользу из гаджета