Сказкотерапия: Как воспитывать не криком, а историями

Лайфхаки для родителей-сочинителей

Анна Селевич, копирайтер, автор, блоггер, одна из создателей приложений-путеводителей по городам мира, рассказывает о действенном принципе воспитания детей — при помощи сказок.

Каждый ребенок индивидуален и рождается уже личностью, которую проявляет все больше в процессе взросления. Он познает мир, учится существовать в нем, прощупывает эмоции окружающих и пробует сам их проявлять. Задача родителей — помогать своему малышу на этом пути. Хотя не всегда есть силы на объяснения. Хочется отдохнуть. Бывает, что срываемся на крик, потом грызем себя за это. Сказка же направлена на мягкую проработку сложных моментов, когда вы не можете справиться, объяснить доходчиво ребенку все «за» и «против», показать, как реагировать на ту или иную ситуацию.

Плюсы сказкотерапии

  1. Ребенок сопереживает герою сказки, примеряя его поведение на себя.
  2. Сюжет и события обрисовывают картину сложной ситуации и выхода из нее, показывают, как поступить и отреагировать.
  3. Без стресса ребенок усваивает мораль и получает опыт.
  4. Без криков и обид, без отрицаний малыш обдумывает и принимает модель поведения.
  5. Сказки имеют долгосрочный эффект: однажды рассказав или прочитав ее, вы сможете потом напоминать ребенку необходимые моменты при возникновении неприятных ситуаций, конфликтов, сложностей в проявлении эмоций и т.д.
  6. Ребенок через сказку ищет пути решения и разбирается в своих чувствах и ощущениях.

Как создать благоприятное пространство для сказки

А что же делать, если проблема возникла, но на ум не приходит ни одна подходящая история? Да и ребенок в конфликтной ситуации не воспринимает ваши слова. Где брать это волшебство? Когда возникает критическая ситуация, ребенок в истерике, сильно взволнован, — это не то время, когда надо заниматься нравоучениями или придумывать сказки. В такой момент родителям лучше сохранять спокойствие, а малыша необходимо обнять и поддержать. А для сказки стоит выбрать период спокойствия, и создать ритуал.

Сначала определите время. Подумайте, какое подходит вам и ребенку: никто и ничто не отвлекает, вы посвящаете себя малышу, все спокойны и благосклонны. Например, вечером перед сном.

Теперь создайте нужную атмосферу: приглушенный свет, удобное и уютное местечко, любимая игрушка рядом, подушки и плед… создавайте максимально комфортное пространство, где малыш будет себя чувствовать защищенным.

Подготовьте ребенка. Даже просто сказав, что теперь время сказки, вы выполните этот пункт. Можете придумывать свои фразочки, только ваши, которые будут узнаваемы ребенком. Обнимите малыша, поцелуйте, проявите любовь и заботу.
Делайте такие ритуалы привычными.

Когда почва подготовлена, можно переходить и к самой сказке.

Как создаются сказки

Как ее читать? Лучше спокойным голосом, вкрадчивым. Но обязательно с выражением, не монотонно.

Что читать? Уже много хорошего и интересного написано. Основное, что вам надо сделать — определить проблему, которую будете объяснять малышу посредством истории. А потом уже подберите сказку. Да, подготовиться надо будет заранее. Если вы затрудняетесь с выбором сказок, ищите специальные сборники по сказкотерапии, или используйте интернет для подбора историй по проблеме.

А что, если нужна своя сказка? Ведь все дети индивидуальны. Да и сказка лучше действует, когда максимально приближена к ситуации ребенка и пересекается с его поведением и привычками. И не обязательно быть психологом, чтобы придумать для своего ребенка сказку. Конечно же. есть сложные моменты, и иногда требуется помощь специалиста. Но мы берем случай мягкого воспитания ребенка, выбор родителей в сторону объяснения и помощи, а не криков или нотаций. Берем ситуации, когда родитель в состоянии повлиять на ребенка и помочь ему. Не хочет спать, капризничает, не умеет делиться, отказывается есть полезную еду, чрезмерно хвастается и т.д. Масса таких ситуаций, когда родителям надо объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо.

Даже, если вы никогда не делали подобного, не являетесь автором детских книг и вообще ничего никогда не сочиняли, все возможно.

Простой алгоритм для сказки:

  1. Находим проблему, сложную ситуацию.
  2. Придумываем героя, у которого есть неявное, но узнаваемое сходство с ребенком (достаточно даже элемента одежды).
  3. Описываем его поведение, которое сходно с поведением ребенка в критической ситуации (завуалированно, не «в лоб»).
  4. Описываем чувства героя, ощущения, которые опять же сходны с чувствами ребенка.
  5. Поиск решения проблемы, выхода из сложившейся ситуации. Как можно поступить, отреагировать, и что из этого получится. Придумать ключевой момент, который изменил отношение героя и его поведение.
  6. Конечно же, хэппи-энд, которым и должна завершиться сказка. Победа над трудностями, страхами, сомнениями и комплексами.

Так вы сможете составить свою историю для решения индивидуальных ситуаций.

Лайфхаки для родителей-сказочников

Нужен положительный герой-помощник. Такой себе проводник по истории, который будет наставником и другом главного героя, его советчиком. Чтобы герой не был одиноким и имел перед глазами положительный пример.

Придумайте герою смешное, необычное и запоминающееся имя. Например, как у Корнея Чуковского есть мальчик Бибигон и индюк Брундуляк.

У сказок есть вторая сторона: вам придется соответствовать. Мой сын очень расстраивался, если с первого раза что-то не получалось. Я в своих историях ему объясняла, что надо пробовать еще и не отчаиваться, где-то тренироваться, где-то попробовать варианты. Позже, когда я заходила в тупик от какой-то из его просьб, он отвечал: «Мама, а ты попробуй еще разок, и у тебя все получится. Помнишь?» Поэтому ваш личный пример никто не отменял. Хотите, чтобы ребенок поступал определенным образом, учился терпению, уважению, дружбе — будьте примером.

В сказке не должна преобладать отрицательная часть, не надо нагнетать. Тогда ребенок запомнит только плохое.
Сказка, рассказанная в уютном пространстве, которое вы создадите, будет работать долгий период времени. Просто в нужной ситуации можете напомнить ребенку: «А помнишь, что произошло с Нехочухом?» Главное, чтобы вы упомянули что-то знаковое — фразу, слово, деталь.

Во время прочтения сказки можете обыграть ее при помощи театра теней, кукол, звуков. Тогда воображение ребенка изобразит реальные картинки, это запомнится и отложится в памяти.

Помните, что сказкотерапия — это еще и проработка. В сказке не надо выделять мораль, ее лучше обсудить. После прочтения поговорите с ребенком, спросите, что ему понравилось, почему герой поступил определенным образом, что он чувствовал, что помогло ему решить сложный вопрос. Предложите ребенку придумать свою концовку или начало, самостоятельно описать героя сказки. Можете слепить из пластилина всех героев и предметы, нарисовать картинки из истории. Подключайте фантазию и творчество.

Через время, когда вы попрактикуете метод сказок, поймете, что они нужны не только ребенку, но и вам. Вместе со своими детьми вы проработаете проблемы, искажения внутренних состояний. Пусть сказки помогут вам и вашим детям пережить трудные и конфликтные моменты и оставят лишь положительные эмоции.

— Читайте также: 21 золотое правило для воспитания дочери-подростка

Мы в Facebook