Слово за слово: 8 развивающих устных игр для детей

Тренируем память, пополняем словарный запас и развиваем фантазию

25.11.2016

Нечем заняться дома в непогоду, но не хотите, чтобы дети скучали или сидели в комнатах, уставившись в планшет? Есть отличный выход из такой ситуации — интеллектуальные устные игры, которые помогут и время скоротать, и занять детей полезным делом… и без помощи гаджетов!

«Придуманные истории»

Данная игра развивает логическое мышление и одновременно тренирует фантазию. Правила таковы: вы называете слово, ребенок дополняет его его другим словом, подходящим по смыслу, вы дополняете уже сложившееся словосочетание и т.д. В результате у вас может получиться забавная сказка или какое-нибудь смешное предложение. Например:

— Кот.
— Кот ест.
— Кот ест сосиску.
— Кот ест сосиску с тарелки.
— Кот ест сосиску с тарелки моей.
— Кот ест сосиску с тарелки моей бабушки.

«Добавь слог»

Игра развивает смекалку, пополняет словарный запас ребенка. Первый игрок произносит часть какого-либо слова, например: «цве-«, а второй должен допридумывать слово до конца, произнеся слог: «-ток».

«Ассоциации»

Развить ассоциативное и логическое мышление можно при помощи данной игры, которая тоже достаточно проста. Предположим, вы говорите «молоко», ребенок говорит, с чем это слово у него ассоциируется: «корова», тогда вы произносите слово, с которым у вас ассоциируется слово «корова», например, «рогатая» и т.д.

«Путешествие во времени»

Данная интеллектуальная игра развивает фантазию, учит детей понимать суть вещей. Пример: вы называете любой предмет и просите малыша объяснить, чем этот предмет был в прошлом. Если вы назвали «подушку», то ребенок может ответить, что раньше она была птицей с перьями и пухом, а птица была цыпленком, а перед этим — яйцом. Тогда вы спрашиваете, а чем может стать подушка в будущем? Ребенок отвечает, например, «бутафорским снегом».

«Разберем на запчасти»

Эта игра чем-то похожа на предыдущую, но акцент ставится на деталях, из которых состоит какой-либо предмет. Например: вы называете ребенку слово «книга» и просите объяснить, из чего она сделана, что в ней содержится. Игра учит быть внимательным к мелочам, понимать суть предметов, видеть предметы, как совокупность частей.

«Варианты»

Называем ребенку предмет и спрашиваем, а каким образом его еще можно использовать. Например: ящик. В него можно не только класть предметы, но и поселить кота, его можно перевернуть и использовать, как пуфик или лестницу и т.д. Ребенок разовьет ассоциативное мышление, получит практические навыки использования предметов, расширит кругозор, поймет, что такое вариативность и многофункциональность.

Можно также называть явления, вещи, понятия и просить маленьких игроков перечислить, чем они полезны и чем вредны. Например: «снег» — он укрывает растения и не дает им погибнуть от мороза. Он может завалить дорогу, и пройти или проехать по ней будет нельзя.

 

«Да»и «Нет»

Вы загадываете что-либо (предмет, явление, человека, персонажа, цифру и т.п.), а ребенок, задавая вам вопросы, на которые вы можете отвечать односложно — только «да» или «нет», — пытается угадать, что же вы загадали. Или можно играть наоборот — он загадывает и отвечает на ваши вопросы, а вы угадываете. Игра учит мыслить конкретно и точно формулировать наводящие вопросы, анализировать.

«Что общего?»

Развить ассоциативное мышление и научить находить общее в абсолютно разных вещах и у разных предметов. Например: вы спрашиваете, что общего между черепахой и розой и вместе ищите ответы — обе они растут, обе зеленые (роза — частично), обе живут на земле, но любят воду и т.д.

— Читайте также: Дима Зицер: «Растить — родительская свобода и радость. Воспитывать — родительская тюрьма»