Сложение и умножение: 5 преимуществ математики

Как развить мышление ребенка с помощью тригонометрии и дифференциалов

20.09.2016

MathМатематика часто становится непосильной задачей для ребенка. Родители школьников просиживают часами со своим чадом за решением задач, в процессе чего и отношения в семье могут испортиться, и у ребенка развивается стойкое отвращение к предмету. Тем не менее увлечь ребенка «царицей наук» возможно – о ее преимуществах рассказала Надежда Ленивенко, руководитель Сети математических студий 2х2, с которой мы встретились в Днепре, на фестивале Interpipe TechFest.

Как-то я спросила у одного ребенка: «Зачем нужна тригонометрия?». Он ответил: «Чтобы мучить детей!». В школе много дают такого, что сложно запомнить и применить, – к примеру, дифференциальные уравнения. Я же считаю, что ребенок в первую очередь должен понимать предмет, и в этом школьные оценки не показательны, хотя многие родители и особенно бабушки школьников будут со мной не согласны.

Способ двигаться вперед

Мы не все знаем, как попадает электричество в розетку, но все им пользуемся. Конечно, глубокое изучение математики нужно не всем, но все же я рекомендую нашим ученикам запомнить базовые формулы и правила. Их применение очень сильно сэкономит время ребенка в решении задач. Когда у него все быстро получается, ребенок запомнил инструмент и успешно его применяет, это позволяет двигаться вперед, и постепенно он заинтересовывается математикой и начинает с удовольствием изучать ее глубже.

Пути решения задачи

Обычно мы решаем задачи на логику. В них нет четких формул и правил, наоборот, нужно подумать над решением. Когда ребенок перебирает все варианты, у него развивается смекалка, математическое мышление. Вот, например, задача: в транспорте есть плакат со списком остановок, и если их более двадцати, то быстро сосчитать не удастся. Как понять за три секунды, четное количество остановок или нет? В таких задачах часто не бывает однозначного либо правильного ответа. Их можно решить разными способами, о которых преподаватель может и не догадываться. Мы учим ребенка пониманию, что у задачи может не быть единственно верного ответа.

Способы обучения

В зависимости от возраста и системы образования (вальдорфской, например) знания ребенка о математике различаются. Наши преподаватели, исходя из этого, дают базовые задания. Также все люди разделяются по трем типам – визуалы, аудиалы и кинестетики. Поэтому, исходя из того, к какой группе принадлежит ваш ребенок, нужно использовать соответственный способ коммуникации и давать ему в качестве задачи визуальные образы, аудио либо какие-то тактильные предметы. Такими способами можно запоминать что угодно – не только таблицу умножения, но и новые языки, химию, физику и так далее.

Навык и мышление

Есть понятия математического навыка и математического мышления. Математический навык – это решение примеров, использование формул, которые дают в школе. Математическое мышление заключается в том, что ребенок может не знать формулы, но отлично решать задачи. Навык отрабатывается с помощью фото, аудио, когда вы подберете ключик к памяти ребенка. Развить математическое мышление помогают мастер-классы по креативу, нестандартные задачи, которые решает ребенок. Когда ребенок понимает, что можно подходить к задаче по-разному, у него и включается это мышление.

Счет не в уме

Также мы занимаемся ментальной арифметикой, это древняя система, пришедшая к нам с востока чуть ли не две тысячи лет назад. Когда мы считаем устно, то представляем цифры, но наступает момент, когда мозг не может работать свыше определенной скорости. А вот изображение нашим мозгом обрабатываются быстрее, поэтому, чтобы быстрее считать, используются образы – обычно в виде счет на пять косточек, с помощью которых можно представить всю шкалу от 1 до 9. Сначала дети просто работают на счетах, а потом начинают представлять – это и есть ментальная арифметика. В итоге дети могут совершать 1 действие в 0,1 секунду! За это время человек даже не может произнести цифры, которые с такой скоростью показывают на экране, а дети в это время не только считают, но и играют на скрипке, мальчики обычно отжимаются. Но цель ментальной арифметики – не быстрый счет, а включение одновременной работы обоих полушарий мозга, благодаря чему ребенок может генерировать нестандартные творческие решения. Неважно, человек лево- или правополушарный, мы помогаем развить оба.

Когда стоит вопрос, куда потратить бюджет на обучение ребенка, родители вкладывают в спорт или английский язык – то, что гарантированно даст результат, а математику считают не таким важным предметом. Очень жаль, потому что те специалисты, кто сейчас работает, например, в IT-сфере, уже будучи взрослыми, осознают этот пробел в образовании. Важность фундаментальных знаний нельзя недооценивать.

— Читайте также: Вместо учебников: 10 STEAM-приложений для школьников