Пандемия сделала одновременно два дела: хорошее и плохое. С одной стороны, она прервала, остановила или поставила на паузу множество карьер, мужских и женских, перевернув многие базовые понятия — от безопасности до базовых функциональных обязанностей и условий их исполнения. С другой стороны — ускорила переход бизнеса в онлайн, что дало возможность многим женщинам совмещать дом и работу, часто на одних и тех же квадратных метрах, но зато без перерывов в карьере. Если же вам все же пришлось уйти с работы на время локдаунов или по другим причинам. Мы собрали для вас ТОП опасений работодателей на собеседованиях, вопросов, которые они могут вам задать и главное, как правильно отвечать на самые неудобные вопросы, чтобы получить работу.
Щодня ми працюємо на інфофронті, виствілюючи подвиги українських жінок та впливаючи на світову спільноту інформаційно.
Ми просимо нас підтримати, аби ми й надалі могли виконувати нашу місію на шляху до української перемоги
Підтримати womo.uaКак мы понимаем перерыв в карьере
Раньше вопрос как совмещать карьеру и личную жизнь висел над любой женщиной дамокловым мечом. Независимо от причин и длительности, любой перерыв обесценивал достижения женщины и сигнализировал работодателям о нее ненадежности. Мотивация и стимул работать были непредсказуемыми для компаний, что, соответственно, снижало ценность женщины на рынке труда.
Сейчас перерывы в карьере стали более частыми и менее кардинальными. Даже декретные отпуска мамы пытаются либо сократить, либо совмещать воспитание малыша и хотя бы частично, но работать.
Но как показал карантин, когда встает вопрос, кому жертвовать работой и оставаться с ребенком — за домашнее хозяйство все равно пришлось отвечать женщине. Впрочем, некоторым работодателям пандемия помогла переосмыслить роль женщины в семье и бизнесе и пойти навстречу сотрудницам — изменить график работы и должностные обязанности, чтобы избежать увольнений.
Но если вы не смогли в карантин совмещать реализацию с домом или по какой-то другой причине на время отказались от карьеры, а сейчас хотите снова вернуться «в строй» — давайте вместе посмотрим, какие опасения могут быть со стороны работодателя в ваш адрес, как отвечать на вопросы о том, почему вы продолжительное время не работали, и заинтересовать их собой.
Предубеждение первое — потеря квалификации
Один из главных страхов работодателей, во время оформления на работу сотрудника, который какое-то время не работал – насколько кандидат сохранил свою квалификацию. Поэтому если перерыв был небольшим или вы подрабатывали во время него, хотя бы часть времени или на неполной занятости, стоит сразу об этом сказать и привести примеры, что именно вы делали. Второе — подготовиться к возможному тестовому заданию на профпригодность. Любое тестовое задание поможет работодателю понять, что, несмотря на отсутствие на рабочем месте, профессиональных навыков вы не потеряли.
Предубеждение второе — увольнение может повториться
Подбор сотрудников, адаптация, испытательный срок до момента, когда вы полноценно станете выполнять свои обязанности, изматывает. Компании всегда в поисках талантов, но и главное для них — надежность, чтобы не тратить время и ресурсы на постоянные поиск и закрытие вакансий. Поэтому если вы подтверждаете свою квалификацию, возникнет второй вопрос к вам — насколько велика вероятность того, что вы захотите еще раз (или не раз) стать матерью (если вы уходили в декретный отпуск) и насколько это еще раз выбьет вас из рабочего ритма. К этим вопросам нужно готовиться и ответить прежде всего самой себе.
Иногда перерыв – это вынужденная необходимость после долгих лет профвыгорания, иногда после психосоматических заболеваний или даже депрессии. Тогда работодателю важно знать, насколько вы смогли сделать выводы из происшедшего и научились ли вы соблюдать work-life balance. И насколько этот баланс вписывается в корпоративную культуру компании – если вам теперь нужно уходить в 18:00, чтоб успеть полюбоваться закатом, пойти на йогу, чайную церемонию, отвести ребенка на каток и прочее, а в компании принято сидеть до позднего вечера – вряд ли ваше сотрудничество будет успешным.
Если перерыв, наоборот, был связан с повышением квалификации – например, чтоб получить диплом МВА, вы оставили работу и полностью отдались учебе – работодателю будет полезно знать, будете ли вы в дальнейшем продолжать учебу и потребует ли это от вас расставания с работой. Есть случаи, когда состоявшиеся в бизнесе профессионалы возвращались к обучению в аспирантуру, получали научные степени и даже преподавали в вузах, оставаясь параллельно на своей должности.
Еще одна причина перерыва – что-то пошло не так при смене места работы. Перед пандемией некоторые сотрудники увольнялись и неспешно искали работу с явным превышением зарплаты или желая лучших условий труда. А некоторых пандемия просто «сшибла на полном скаку» — перспективные проекты и даже компании были свернуты или закрыты «за ненадобностью».
Многие ищут работу уже второй год, потому что не во всех профессиональных сферах уровень заработных плат и количество достойных вакансий вернулись к допандемическому уровню. И не все осознают, что каждый следующий месяц вынужденного безделья отодвигает их в списке претендентов поближе к концу очереди. Раньше таких кандидатов было больше среди мужчин, но теперь такие есть и среди женщин.
Конечно, причин перерыва много – мы очертили только самые популярные.
Уверенность — главное качество на собеседовании
В том, как рассказывать о перерывах в карьере, существуют две сложности. Первая — нельзя понять, сочтет работодатель вашу причину уважительной и будет ли готов принять с такими обстоятельствами. Вторая — если вы рассказываете о перерыве спокойно и уверенно, как о чем-то само собой разумеющемся, то работа вам достанется с большей вероятностью.
Поэтому даже если у вас и был перерыв в работе, но вы считаете его, скорее, достоинством, чем недостатком, и можете так рассказать об этом работодателю — чаще всего до этого и дела не дойдет. Обсудив профессиональные вопросы и мельком пройдясь по пресловутой паузе, вы дольше будете обсуждать условия перехода и задачи на новом месте. Поэтому настраивайтесь на то, как рассказать о себе как о профессиональном мотивированном специалисте, а остальное – просто детали.