Спорт для детей с аутизмом: как регулярные тренировки помогают в социализации

Инклюзивные тренировки помогают улучшить навыки социализации и повысить мотивацию и уверенность в себе детям с РАС

12.10.2020

Инна Хмызова, директор благотворительного фонда Shakhtar Social

Расстройство аутистического спектра встречается у каждого 54-го ребенка. И хотя статистика довольно внушительная, тема аутизма не изучена до конца. Почему именно возникает это расстройство науке не известно. Пока ученые ищут причины, многие семьи растят детей с диагнозом РАС.

Не буду останавливаться на том, что такое аутизм и как его распознать. Об это написано, действительно, много. В украинском интернете очень хорошо разъяснено здесь. Важно понимать, что аутизм – это не болезнь, которую можно вылечить медикаментозно. Аутизм – это поведенческое расстройство, которое требует коррекции, а не лечения.

Поддерживающая среда и принятие

Если в Европе и США семьи, которые столкнулись с проблемой аутизма и получили соответствующий диагноз, окружены поддержкой государства и общества, то в Украине сложно рассчитывать на поддерживающую среду. И речь не только о бесплатном доступе к программам помощи и образовательным услугам. Но и в целом о принятии не таких, как все.

Будем откровенны, воспитание ребенка с РАС в нашей стране – это дорого. Дорого и сложно. Минимально необходимый объем коррекционных занятий составляет 40 часов в неделю. Это как минимум по 2-3 занятия в день с профильными специалистами: педагогом, психологом, логопедом и другими в случае наличия сопутствующих диагнозов. Плюс самостоятельные занятия дома. Да, родителям детей с аутизмом приходится осваивать специальные подходы и методы. Ведь, знания и навыки, которые обычные дети усваивают интуитивно от ребенка с РАС требуют многократных повторений и иногда специальных подходов к обучению.

Родители детей с РАС испытывают большие трудности с тем, чтобы устроить ребенка в детский сад или спортивную секцию. Не говоря уже о том, что каждый раз ощущают на себе вопросительные взгляды посторонних, если ребенок ведет себя не так, как все: не может выстоять в очереди в магазине или назвать свое имя при знакомстве со сверстником. Поэтому принятие и поддерживающая среда важны прежде всего. Понимание окружающих оказывает большое влияние на успех ребенка в обычной жизни.

Значение спорта для детей с аутизмом

Спорт и физическая активность – важная составляющая для здоровья ребенка. А для ребенка с РАС особенно.

Согласно последним исследованиям, проведенным в США, почти у 87% детей с РАС есть те или иные двигательные нарушения. Эти нарушения могут варьироваться: от неуклюжей походки до проблем с почерком. Некоторым детям с РАС сложно координировать движения разных частей тела, выполнять одновременные действия руками и ногами. Например, сложно прыгать и перепрыгивать. У других детей – проблема скоординировать действия глаз и рук. Например, сложно поймать мяч или повторить движение другого человека.

То же исследование говорит, что дети с РАС сами по себе не перерастают такие нарушения. Проблемы с моторикой, хотя и не являются единственной причиной, но влияют на возможности ребенка заниматься спортом, общаться с другими детьми и социализацию в будущем.

При этом только 32% детей с РАС получают соответствующее лечение своих двигательных проблем.  Напомню, что речь идет о США, где уровень диагностики и коррекции аутизма существенно выше украинского.

Футбол и инклюзия в проекте «Давай, играй!»

Специалисты отмечают, что детям с РАС крайне необходима физическая активность и спорт. Лучше всего подойдут плавание, йога, конный спорт. Безусловно, индивидуальные виды спорта или те, где дети занимаются в группе, но индивидуально (например, гольф или боулинг) более комфорты для детей с аутизмом. Но и командные виды спорта, такие, как футбол, по адаптированным методикам также хороши.

Благотворительной фонд ФК «Шахтер» Shakhtar Social уже несколько лет развивает самый масштабный детский социальный проект «Давай, играй!». В рамках этой инициативы более 4 тысяч детей бесплатно занимаются футболом в 36 населенных пунктах Украины. Регулярно и с хорошими тренерами. При этом, в проекте нет цели вырастить футбольных звезд. Задача «Давай, играй!» в том, чтобы как можно больше детей занимались спортом независимо от наличия таланта и физических возможностей.

В рамках проекта «Давай, играй!» в 6 городах – Киев, Львов, Полтава, Ивано-Франковск, Харьков и Мариуполь – работают инклюзивные группы, где занимаются дети с инвалидностью и особенностями развития, в том числе с аутизмом.

Конечно, инклюзивные тренировки отличаются от классического футбола, где одна команда играет против другой ради результата. Занятия проводятся по адаптированной методике.

Мотивация и уверенность в себе

Инклюзивные тренировки в проекте «Давай, играй!» направлены на то, чтобы у детей с РАС (впрочем, у всех детей):

  1. улучшить моторные навыки и координацию
  2. развить физическую силу и выносливость
  3. улучшить навыки социализации
  4. повысить мотивацию и уверенность в себе

Об уверенности в себе хотела бы сказать отдельно. Эллен Нотбом, замечательная писательница, журналистка и мама ребенка с аутизмом, приписывает все успехи своего сына «прочно укоренившемуся чувству уверенности в себе, ощущению физического комфорта, доставшемуся с большим трудом, и постоянно развивающейся возможности выразить себя». На наших тренировка мы видим: как только приходит уверенность, успехи не заставляют себя ждать.

Тренеры и волонтеры

На тренировках «Давай, играй!» с детьми работают подготовленные тренеры, понимающие специфику инклюзивного спорта. Тренеры «Давай, играй!» проходят специальную подготовку – Shakhtar Social обеспечивает профильное обучение. Они получают лицензию категории С, а также проходят тренинги европейских организаций. Например, Newcastle Foundation (Ньюкасл-апон-Тайн, Англия) и Scort Foundation (Базель, Швейцария), которые специализируются в инклюзивном спорте.

Мы привлекаем волонтеров для помощи тренерам, так как на групповых занятиях детям с аутизмом (и детям с другими особенностями развития и/или инвалидностью) часто требуется индивидуальное сопровождение. Волонтерами выступают и родители участников. Хотя у нас нет задачи привлечения родителей в качестве волонтеров. Мы бы хотели, чтобы родители отдыхали, пока дети заняты на тренировке. Но понимаем, что для родителей важны такие моменты, проведенные вместе с детьми, в принимающей и поддерживающей атмосфере.

Истории успеха

У нас бывают удивительные истории. Например, мама мальчика с аутизмом, которой тренируется у нас в Мариуполе всегда охотно сама занималась со своим сыном на тренировке «Давай, играй!». Хотя острой необходимости в этом не было, так как на площадке был и тренер, и волонтеры. Оказалось, только здесь, на тренировке «Давай, играй!» сын обнимает маму!

Еще один участник проекта – пятнадцатилетний парень с диагнозом аутизм – до прихода в «Давай, играй!» никогда не занимался в спортивной секции. В дворовую футбольную команду его не принимали, так как не мог наладить общение со сверстниками (как это часто бывает при РАС) Через полгода регулярных тренировок парень стал делать огромные успехи и не только с точки зрения физического развития. Теперь его приглашают играть в футбол сверстники во дворе!

Я бы хотела, чтобы таких хороших историй становилось больше. Поэтому цель Shakhtar Social, чтобы спорт и тренировки «Давай, играй!» были доступны всем детям в Украине.

Проект «Давай, играй!», реализуемый благотворительным фондом ФК «Шахтер» Shakhtar Social. В рамках проекта футболом бесплатно занимаются более 4 тысяч детей в 36 населенных пунктах Украины. Инклюзивные тренировки проводятся в 6 городах: Киев, Львов, Полтава, Ивано-Франковск, Харьков и Мариуполь.