Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента

10 цитат из бестселлера о стратегии для вашего бизнеса

Будем честны — начиная бизнес, мы очень приблизительно знаем о том, как развивать его, что за чем деать и каких результатов ждать на каждом этапе. Начинающий бизнесмен — это, в большинстве случаев, тактик. Однако без стратегии рост предприятия невозможен. Как только вы начинаете читать о разных школах стратегии, вы начинаете теряться: какая лучше? Авторы бестселлера о типах бизнес-стратегий провели блестящий анализ каждой из школ и предоставляют вам судить о плюсах и минусах.

Авторы начинают книгу с известной притчи про слепых индийских мудрецов, которые нашли слона и пытались определить, что же это такое. Кто взяся за хобот, сказал: змея, кто за хвост — что веревка, кто за ногу — что дерево. Все были по-своему правы, но все ошибались. Точно так же и со стратегическим планированием в бизнесе. Каждая модеь имеет свои плюсы, но не учитывает всего. Авторы предлагают рассмотреть «зверя», то есть бизнес-стратегию, со всех сторон, анализируя подход каждой школы. Невооруженным глазом видно, что у авторов книги есть предпочтения среди этих подходов. Впрочем, они объяснят, почему и, возможно, убедят вас. В каждой из глав представлены по одной школе стратегий. Затем следует критическая оценка рассматриваемых воззрений, с фокусом на их ограниченности и ценности. Ниже перечислены предлагаемые вашему вниманию научные школы и определения, наилучшим образом описывающие видение их сторонниками стратегического процесса:

  • школа дизайна: формирование стратегии как процесс осмысления;
  • школа планирования: формирование стратегии как формальный процесс;
  • школа позиционирования: формирование стратегии как аналитический процесс;
  • школа предпринимательства: формирование стратегии как процесс предвидения;
  • когнитивная школа: формирование стратегии как ментальный процесс;
  • школа обучения: формирование стратегии как развивающийся процесс;
  • школа власти: формирование стратегиистратегии как процесс ведения переговоров;
  • школа культуры: формирование стратегии как коллективный процесс;
  • школа внешней среды: формирование стратегии как реактивный процесс;
  • школа конфигурации: формирование стратегии как процесс трансформации.

10 самых удачных цитат

1. Вы можете смотреть вперед, назад, сверху, заглядывать вглубь, но эти необходимые условия стратегического мышления отнюдь не достаточны. Стратегу необходим творческий подход.

2. Стратегия представляет собой создание — посредством разнообразных действий — уникальной и ценной позиции. Когда мы твердо уверены в своих действиях, нам, как правило, удается добиться очень высоких результатов.

3. В случаях, когда приходится принимать решение о том, начинать или нет ядерную войну, иметь или не иметь детей, стратегия типа “давайте попробуем, а там посмотрим, что получится” является наихудшей.

5. Он кинулся прочь из комнаты, вскочил на коня и как сумасшедший поскакал во все стороны. Основное направление движения организации может полностью «раствориться» в тактическом маневрировании. Ряд рациональных действий способен исказить рациональность активности в целом.

6. Когда вы начинаете действовать, думать уже поздно (т.е. формулирование стратегии обязательно должно предшествовать ее внедрению).

7. Любая стратегия, как и любая теория, есть упрощение, неизбежно искажающее реальность.

8. Мышление только тогда заслуживает названия стратегического, когда человек видит ситуацию насквозь.

9. Доля рынка — зто награда, но никак не стратегия!

10. Один-единственный разговор с рассерженным клиентом может стоить большего, чем целые горы отчетов об исследовании рынка просто потому, что отчеты в лучшем случае фиксируют наличие проблемы, а клиент способен подсказать ее удачное решение.

Об авторах

Генри Минцберг — ученый, профессор кафедры менеджмента в университете МакГилла, в Квебеке. Когда менеджмент стали делать наукой вроде высшей математики, он выступил за более практический подход к менеджменту. Минцберг предагал обучать стратегическому менеджменту не студентов, которые слабо себе представляли реальные ситуации, а начинающих предпринимателей и руководителей, который смогли бы соотнести знания с собственным опытом. Кроме того, Минцберг выступил против навязывания какой-то одной стратегии как единственно правильной, и именно его анализ лег в основу данной книги. Она переведена на 15 языков, а библиографические ссылки на нее упоминались в академических работах и исследованиях 5428 раз к 2017 году, согласно данным Google Scholar.

Брюс Альстранд — преподаватель в Программе управления бизнесом при Университете Онтарио. Много лет работает в сфере стратегии бизнеса.

Жозеф Лампель — профессор Бизнес-школы Манчестерского университета, по стратегии бизнеса он, в свое время, защитил дипломную. Теперь, кроме преподавания, он еще и консультирует по вопросам стратегии развития такие компании как EMI Music Group, Halcrow, ABB, GlaxoSmithKline, Hagemeyer и Международную торгово-промышленную палату.

 

Мы в Facebook