Светлана Бовкун: «Эффективность нетворкинга определяют настойчивость, харизма и CRM-подход»

Инсайты продюсера инженерных ярмарок «Maker Faire» в Украине, спикера Get Business Festival

21.11.2018

За два года команда продюсера инженерных ярмарок «Maker Faire» в Украине Светланы Бовкун выросла с 5 до 10 человек. Она провела 10 фестивалей в Киеве, Львове, Одессе и Харькове. Meetup-группа Kyiv Maker Faire составляет 400+ человек, 5000 посетителей последнего Maker Faire. В рамках Get Business Festival она рассказала, как выстраивать правильные связи — не кум-кум, а win-win.

Суть нетворкинга

Какими бы вы крутыми не были, за счет ускорения коммуникаций любой из вас сталкивается с тем, что его конкуренты могут быстрее оказаться на виду. И в таком случае стиль и профессионализм работает эффективнее, чем когда-либо. Умение заявлять о собственных интересах, умение запрашивать нужную информацию — это то, что не очень хорошо умеют даже предприниматели с постсоветского пространства. И не смотря на то, что я сама преподаю и являюсь экспертом в теме коммуникаций, я точно знаю, сколько контрактов, связей и контактов я недополучила, потому что вовремя не заявила или не «дожала». А еще у каждого предпринимателя есть контакты людей или компаний, которые пока нет возможности задействовать с пользой для себя. Задача нетворкинга в том, чтобы таки использовать эти контакты, но не быть при этом навязчивым.

Из чего состоит нетворкинг

Нетворкинг состоит из: нашей среды, коммуникаций и отношений. И мы должны воспринимать его, как бизнес-процесс, а не случайный набор. Поэтому проанализируйте то, как вы выстраиваете коммуникации, и если вы поймете, что они не настолько эффективны, как вам бы хотелось, постарайтесь применить следующие лайфхаки.

CRM-подход

Первое, что мы должны сделать, – проанализировать собственную среду и понять, что же нам мешает достучаться до того человека, который нам нужен. Чтобы это сделать, нужно обратить внимание на CRM-подход. Я призываю всех внимательней отнестись к своим личным и бизнес-контактам и применить данный подход по отношению к себе.

Что такое CRM-подход? Это системный взгляд на ваши контакты. То есть, вы просто должны понимать, где у вас хранятся контакты по каждому конкретному проекту/вопросу/теме.

Что делаю я? Я очень активна в Facebook и создаю там списки контактов по темам. Когда у меня появляется новый контакт, я сразу же добавляю его в соответствующий список, чтобы не потерять. Что-то подобное можно сделать и с номерами телефонов.

Точечная работа

Второе – это иметь набор действий, которые можно сделать с этим контактом. И если вы точно знаете, что хотите работать с этим человеком, внесите сразу себе задачу написать или позвонить ему в календарь. Именно такой подход дает вам результат, который позволяет углубиться, а не расширяться. В нетворкинге расширение просто не работает.

Вступайте в партнерство

Почему предприниматели часто застряют на каком-то одном уровне? Потому что отказываются от партнерства. Это тоже путь. Но в то же время этот отказ может быть продиктован боязнью зависимости, боязнью отдать больше, чем получить. Часто именно креативные бизнесы застряют, потому что предпринимателям не хватает личностных качеств и нет понимания того, что надо делиться. Но стоит учитывать, что сейчас без готовности зависеть и доверять кому-то, мы не сможем расти.

Нетворкинг без стресса

Как работать над личными качествами, чтобы нетворкинг не был для вас травматичным, не вызывал стресс и усталость?

Первое — запомните, что если вам не отвечают на звонки и письма, то дело не в вас, а в перегруженности адресатов. У меня был случай: я написала более 20-ти писем о том, что готова проводить фестиваль в Украине. На меня никак не реагировали, пока я не позвонила и не поговорила лично. Оказалось, что у организаторов просто не доходили руки до моих емейлов.

Второе — важна настойчивость. Не опускайте руки после первого и даже 90-го не отвеченного письма. Потому что 50% успеха — это не личная харизма. А именно настойчивость, которая важна при выполнении рутинных задач.

Третье — личная харизма. Да, она тоже важна, когда вы находитесь на этапе переговоров. Сейчас даже существует понятие драматургии для предпринимателей, когда последних учат перевоплощаться в определенные роли, демонстрировать уверенность, даже если ее нет. Это то, над чем стоит работать.

Четвертое — умение сказать нет, чтобы не терять времени и ресурсы на поддержание ненужных отношений.

Личная нетворкинг-гигиена для предпринимателей

  1. Когда вы общаетесь с незнакомым человеком, представляйте, что вы уже друзья. Тогда вам будт легче вести диалог и избавиться от ощущения того, что вы находитесь не в своей тарелке.
  2. Будьте любопытны, задавайте вопросы. Задав вопрос и услышав ответ, вы поймете, стоит ли дальше общаться с конкретным человеком.
  3. Играйте уверенность и спокойствие, даже если это не так.
  4. Не бойтесь показаться странным.
  5. Будьте добры к себе. Заранее прощайте себе свои переживания, неправильно сказанные слова и т.д.
  6. Отдыхайте от общения. Энергию стоит пополнять!
  7. Завершайте пайплайны.

Подготовили Катерина Савенко, Ира Керст

Фото: ekonomika+

— Читайте также: Що б ти зробила, якби не боялась?