Татьяна Евлоева: «Часто людей заводит в тупик тот факт, что я – украинка и мусульманка одновременно»

О том, что такое хиджаб, предвзятом отношении к мусульманам и чему на самом деле учит Коран

21.06.2017

Когда речь заходит о мусульманстве, чаще всего вспоминают о терроризме, побивании камнями и многоженстве. Стереотипных, предвзятых представлений предостаточно, а вот чего не достает, так это понимания, в чем действительно заключается мусульманская религия, каковы ценности и принципы ислама. Поэтому мы поговорили с жительницей Киева, журналисткой Татьяной Евлоевой о ее пути в исламе и уровне толерантности в обществе.

Расскажите вашу историю перехода в ислам. Насколько длительным был этот процесс?

Мои предки происходят из западной Украины, а там, как известно, трепетное отношение к религии. Меня часто возили к бабушке по отцу, и я была достаточно религиозным ребенком. Многих удивляет, что я до сих пор знаю Библию, предписания христианства лучше, чем большинство моих родственников-христиан. Я прониклась христианством, а так как я ребенком очень любила думать, то у меня начали возникать вопросы, ответы на которые меня не устраивали. И когда мне было десять лет, случился большой скандал в семье, я сказала, что Бог – это сказочки, нет ничего. Для этого я выбрала неудачное время, один из религиозных праздников, и так пыталась объяснить свое нежелание участвовать в религиозных ритуалах. Прошло несколько лет, и в 13-14 лет я все чаще задумывалась, что все-таки есть какая-то высшая сила, ведь не могло все возникнуть просто так, из ничего.

Нестыковки, которые я увидела в христианстве, и доводы, которые я не считала убедительными, оставались все такими же, поэтому я довольно долго находилась в состоянии этого парадокса. Затем я поняла – если христианство этого не объясняет, то, может, какая-то другая религия это делает? Надо ее просто найти. И с 14 лет начался мой поиск – целенаправленный поиск ответов на мои вопросы.

Вера подразумевает некую абстракцию мышления, но для меня это не значит отключение мозга. И я начала искать то, что дало бы мне и веру, и разум. На первом курсе университета у меня была одногруппница, с которой мы неплохо сдружились, азербайджанка. И я решила, что раз такое дело – «подвинуть» ислам поближе хронологически в моем списке изучения, «рокировала» его с буддизмом. И чем больше я изучала, тем больше понимала, что это — мое. Кстати, если кто-то в этом моменте решит «поддалась влиянию подруги, тоже мне!», советую подумать на досуге над вопросом, почему она шиитка, а я суннитка (эти два течения имеют ряд принципиальных расхождений).

Согласно ислама, Иисус тоже зачат непорочно, но это не делает его Богом – он был просто пророк, и его рождение было чудом, явленным людям, чтобы указать на его пророческую миссию. В исламе Бог един, и нет концепции отделения ипостасей сына и святого духа; Он может все, Он создал все, Он знает все, но все равно дает человеку свободу выбора. Более того, концепция свободы выбора – ключевая в исламе. Также ислам – это религия, которая приказывает людям думать. Меня это покорило. Когда я обращалась с вопросами о православии, мне часто отвечали, что об этом не стоит думать, все сомнения от лукавого, а здесь – думайте, смотрите, изучайте мир, и лучше поймете величие Творца! Получение знаний является обязанностью каждого верующего.

На тот момент мне было лет 18, и я принимала это решение, понимая все риски. Я понимала, что у меня будут проблемы с родственниками, ведь они, мягко скажем, не обрадуются. Я понимала, что в статусе мусульманки мне нужно найти мужа-мусульманина, — где и как я его найду, если мусульман в моем кругу общения — единицы? Я все хорошо продумала, взвесила, поняла, что риски есть, но если я действительно верю, что есть Бог и Он предопределяет каждому его удел, что Он меня не оставит, то важно жить в соответствии со своими убеждениями здесь и сейчас. Я долго не афишировала свой переход в ислам – вербально, в одежде, хотя старалась соблюдать предписания. Конечно, все равно люди замечали «странности» в моем поведении, но не сразу, потому что многое из того, что я делала раньше, уже укладывалось в систему ценностей ислама. Например, с детства я была убеждена, что встречаться с мальчиками – неправильно, нужно искать своего человека и создавать с ним семью, а потом уже обниматься-целоваться. Я никогда не пила алкоголь, потому что в детстве, наблюдая за нетрезвыми людьми, решила для себя, что это плохо и я этого пить не буду. Не знаю, осознает ли пьющая часть общества, какой прессинг она оказывает на непьющих, но с раннего подросткового возраста я на себе ощущала этот колоссальный прессинг, когда мои сверстники начали приобщаться к этому.

Были и многие другие моменты, которые для меня лично были из разряда «само собой разумеется». Поэтому для меня переход не был чем-то тяжелым.

Как долго продолжался этот «период невидимости»? Как вы потом объяснились с родственниками?

Это продолжалось долго, около пяти лет – но, оглядываясь назад с высоты своего опыта, я сейчас не советую неофитам, которые спрашивают моего мнения, это откладывать. Момент объяснения с родственниками все равно будет, и чем меньше его оттягиваешь – тем меньше они укрепляются в своем видении тебя-не-мусульманином и им легче бывает принять перемены, когда они видят их в развитии, а не как что-то внезапное. Кроме того, бывают ситуации, когда родственники нормально реагируют на признание сына или дочери, я видела таких людей – так что, если кто-то сейчас стоит перед вопросом «как воспримут» — может, это как раз будет ваш случай, почему нет?

У меня глубоких объяснений никто не спрашивал, более того, мне сказали, что против моего решения не протестовали бы – если бы мы жили в обществе, где ислам является мейнстримом. У моих родственников возражения были не столько религиозные, сколько боязнь за меня, что я буду слишком выделяться и не найду себе ни места в жизни, ни семью, ни друзей. Но я все это нашла, несмотря ни на что. И мои родственники успокоились.

А мировоззренческих бесед не было. Главное – они убедились, что мое отношение к ним не изменилось, я по-прежнему любящая дочь, сестра, что я по-прежнему люблю их, ценю и уважаю их выбор не считать мой выбор правильным. Ведь ислам – про осознанные решения, принятые на основании продуманного намерения. Даже пророку Мухаммеду, мир ему и благословение, дядя которого был язычником, и который очень хотел, чтобы тот принял ислам, Бог в Коране ниспослал прямое остережение, что «ты не обратишь того, кого ты любишь, только Бог дает или не дает уверовать». Если пророк не может этого делать, то кто мы такие, чтобы пытаться?

Сталкивались ли вы со стереотипным, предвзятым к себе отношением?

Когда я стала проявлять себя в исламе, то столкнулась с угнетением мусульманской женщины – но не стороны мужчин-мусульман, а со стороны немусульманского общества. Почему я называю это угнетением? Потому что я работала над собой, училась, ставила себе задачи, достигала цели, росла и развивалась, а меня пытаются задвинуть в маленькую, узенькую «коробочку» чьего-то шаблона просто потому, что кто-то не умеет думать иначе, чем стереотипами.

У нас в обществе есть несколько категорий людей – одним интересно, но все равно, они спрашивают об исламе как об экзотике. Есть те, кто равнодушен, они воспринимают ислам, как и другие религии, как субкультуры. Одна приятельница из Москвы рассказывала, как к ней хотели прицепиться какие-то скинхеды, а потом один другому сказал: «Витек, сядь, у каждого своя шняга». Но есть также люди, которые «сами все знают лучше всех», им «незачем что-то изучать и спрашивать, очевидно же». А есть те, кто под видом интереса к религии начинают спрашивать о личных подробностях вроде того, кто мой муж, сколько у меня детей, сколько мы зарабатываем и съемное ли жилье. Кроме шуток, такие вопросы – не редкость.

Самая неприятная лично мне категория людей – это те, кто, приходя к тебе, спрашивают: «А кто тебя заставляет?» Им неинтересно, был ли это мой выбор, что на меня повлияло – они уверены, что я не могла хотеть сама перейти в ислам. Что меня кто-то непременно заставляет, осталось выяснить – кто. Они начинают меня активно «спасать», при чем часто это довольно уничижительно формулируется — например, спрашивая, «зачем носить этот мешок». Я не знаю, зачем им это, и не могу найти другого объяснения, кроме как что люди настолько ущербны, что не могут найти оправдания своей жизни, уверенности в себе без унижения другого человека: «У меня муж пьет и бьет меня, но я же не в мешке хожу, и несчастная не я, а она, в мешке».

В зависимости от того, насколько я в этот момент устала, какая у меня нагрузка, мое отношение к таким людям варьируется от насмешливого недоумения до раздражения, потому что нивелируется моя ценность как человека, личности со своим мнением, ценностями, убеждениями. Я в этой «дискуссии» не считаюсь вообще, мне отказывают быть человеком – так, восторженным благодарителем «героя-спасателя» за уделенное мне, несчастной, внимание. Это просто дегуманизация, навешивание ярлыков. Для многих людей – сюрприз, что, будучи мусульманкой, я не сижу дома с десятком детей, а имею высшее образование и занимаюсь квалифицированным трудом.

Когда таким людям говоришь: «Вы понимаете, что вот это ваше отношение – и есть угнетение?», они возражают, что, мол, не надо воспринимать в штыки, они же переживают за меня. Но вот что любопытно: когда предлагаешь пофантазировать и предположить, что я реально угнетена – готовы ли эти «доброхоты» мне реальную помощь предложить по выходу из «угнетения»? Реальную финансовую, правовую помощь, помощь в получении образования (раз уж я в их реальности почему-то необразованная) и поиске работы? И «доброхоты» моментально «сливаются», ни единого исключения не было. Так это забота или попытка самопрезентации на мой счет? Вопрос риторический.

Из иноверцев одно удовольствие общаться со священниками, а также практикующими христианами и людьми других религий. Мне повезло знать священников, которые действительно верят в то, что проповедуют, и именно эта вера дает им принятие и уважение к людям другой веры. Они верят в Бога, я верю в Бога, и это нас сближает, позволяет общаться уважительно. С верующими «для галочки», которые из всей религии «знают» только несколько местных традиций, которые в другой местности будут иметь отличия, общаться, конечно, тяжело на эти темы – какая может быть дискуссия о том, почему я не считаю христианство самой-правильной-религией, с человеком, который десять заповедей не вспомнит, а о символе веры вообще, скорее всего, не слышал? В Украине многие люди, идентифицирующие себя с той или иной религией, являются «приносными верующими», как однажды пошутил пан Муфтий Саид Исмагилов: их приносят в храмы дважды в жизни, когда они рождаются и когда умирают. И это не «наезд» на христиан или на представителей любой другой группы: среди мусульман, увы, тоже такие есть, которые ходят в мечеть только на праздник окончания поста и праздник жертвоприношения, и на этом их «практическое мусульманство» заканчивается.

Помните свои чувства, когда надели хиджаб впервые?

Даже не помню, когда это было впервые, потому что до того, как надеть платок, я носила бейсболки, капюшоны. Люди ведь почему-то думают, что хиджаб – это какая-то униформа, которая может быть только определенного кроя, цвета и так далее. Нет, хиджаб, в переводе с арабского языка «завеса, покрывало» — это то, что мешает посторонним взорам увидеть то, что им не положено видеть. В арабском языке, например, межкомнатные занавески тоже называются хиджабом. Это общий свод требований к женской одежде. Она должна быть непрозрачной, не вызывающей, не подчеркивающей особенности фигуры. Она должна покрывать все, кроме лица, кистей рук, и в одной из школ – ступни ног. В трех других школах ислама надевают плотные носки. Оба мнения одинаково хорошо обоснованы, четкого правила о ступнях нет, можно следовать и тому, и тому.

Также одежда мусульманки не должна походить на специфическую религиозную одежду других конфессий. Убранство христианских монахинь тоже подходит под требования хиджаба, но специальный воротник, крест выдают их религию. Есть стереотип о том, что мусульманки носят только черную одежду, это есть в традициях некоторых стран, но не значит, что все мусульманки ее придерживаются.

Многие мои приятельницы говорили, что перестали носить черное после того, как пришли в ислам, потому что когда на улице видели женщину в черном одеянии и платочке (белом, черном или сдержанных цветов), люди на улице подходили и просили «Матушка, благослови!», так что они сменили цветовую гамму, чтобы избежать таких курьезов.

На этом список требований к хиджабу заканчивается – будут это юбка, брюки с туникой или платье; платок или другой головной убор, в каждом народе, культуре выбираются свои варианты в соответствии с климатом, условиями жизни, представлениями о прекрасном. Если вы посмотрите на одежду арабских, кавказских народов, волжских татар, народов Средней Азии, крымских татар начала XX века – это принципиально разная одежда, при этом вся она соответствует критериям хиджаба. Более того, традиционная одежда украинских женщин во многих регионах тоже соответствует этим критериям. Именно поэтому я часто ношу одежду своего родного региона Покуття, откуда родом мои предки – это отражение и моей культурной идентичности, и моих религиозных взглядов.

И часто людей заводит в тупик тот факт, что я – украинка и мусульманка одновременно. У меня спрашивают, какие блюда мусульманской национальной кухни я готовлю. На что я спрашиваю, что такое христианская национальная кухня? Для меня вот моей мусульманской национальной кухней будет борщ – просто сваренный без запрещенных исламом ингредиентов.

Многие ведь думают, что мусульмане – это чуть ли не единый народ, а это почти два миллиарда человек, совершенно разных народов и культур. Ислам – это не унификация людей, это общие ценностные рамки, но далее – свобода, в том числе в одежде, в быту. Национальные традиции, не противоречащие исламу, очень разные у разных народов, но они практикуются, и это не порицается религиозными деятелями, ведь каждый народ выработал для себя самые разумные для их условий правила жизни, и коль нет противоречия с моральным императивом религии — пожалуйста.

Поэтому есть и множество стилей одежды, и повязывания платка, в зависимости от условий жизни и культуры разных людей. Ну и от взаимодействия с соседями: например, еще пару веков назад все головные уборы украинок были белыми, с небольшим количеством вышивки по краю; цветные платки мы заимствовали у южных славян, куда они пришли из Турции, а к туркам – от персов. Культурная диффузия сильно влияла на то, как выглядели женщины. Сейчас в больших мегаполисах мультинациональных стран женщины могут носить тот или иной стиль платка без привязки к своим корням, но просто потому что им так нравится. Но если говорить о каких-то общих характерных чертах, то вы никогда не спутаете индонезийский способ повязывания платка с турецким — не потому что это как-то регламентировано, просто в данный момент истории представления о красоте и удобстве в этой местности сложились именно так.

Меняется ли с возрастом способ повязывания платка?

Раньше во всех культурах одежда должна была отображать социальный статус, возраст и другие подробности. Но сейчас не осталось ни людей, которые могут эту информацию «закодировать», ни тех, кто ее мог бы «считывать», поэтому ныне таких возрастных изменений повязывания нет. Если вы соответствуете критериям, то любой ваш наряд будет хиджабом – деловой ли это костюм, юбка с жакетом (если хотите, можно надеть галстук), легкое платье…

Если бы вы рассказывали об исламе человеку, который ничего о нем не знает, какие главные тезисы вы бы выделили?

Сказала бы, что мир создан Богом, Бог существует. Наука не смогла это опровергнуть, доказательств несуществования Бога нет — наоборот, видные ученые единогласно признают, что было что-то, давшее импульс к возникновению Вселенной. Все ищут Бога, хоть и по-разному его называют – высшей силой, отправной точкой, изначальной энергией и так далее.

Бог создал людей разными, и это нормально. В Коране говорится: «О люди, мы создали вас народами и племенами, с разными языками и культурами, чтобы вы узнавали друг друга». Не ради того, чтобы все стали арабами, англичанами или китайцами, а разными, потому что именно в этом мудрость – чтобы в разнообразии люди что-то узнавали, чтобы эти различия стимулировали мышление и прогресс.

В Коране содержатся такие вещи, которые не мог написать безграмотный пастух. Пророк Мухаммед, мир ему и благословение, никогда не умел ни читать, ни писать, но он очень поощрял и развивал грамоту. Когда на войне они захватывали пленных, то одним из условий выкупа было такое: если человек был грамотным и мог научить десятерых читать и писать, он освобождался. Так вот через этого неграмотного человека, жившего в VII веке н.э., например, ниспослано описание стадий развития эмбриона – о чем науке стало известно относительно недавно. Описаны и другие моменты, которые находят подтверждение только в современной науке. На мой взгляд, отличный повод задуматься: если это послание не истинно, если это измышление какого-то пастуха, то откуда он это знал?

Ислам – религия свободы выбора: «Ты не направишь того, кого Бог не наставил». Говорится о том, что нет принуждения в религии, и все дела оцениваются по намерениям. Если тебя вынуждают совершить преступление, то ты орудие, а не преступник; преступником будет заставивший. Если тебя заставили сделать что-то хорошее (не исполнить твои обязательства по отношению к кому-то, а на ровном месте не имеющий на то права человек взял и заставил), то не стоит ни тебе, ни заставляющему рассчитывать, что это совершенное под принуждение действие что-то существенное прибавит на весах ваших благодеяний в Судный День.

Также любят цитировать момент «убивайте многобожников (вместо «многобожников» «обличители» любят говорить «неверных», подразумевая любых иноверцев), где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду». Но почему-то никто не читает предыдущие строки этой же суры: «Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных». Там в предыстории одно племя многобожников многократно в нарушение мирного договора с мусульманами нападало на поселения мусульман, вырезая их, грабя, угоняя в рабство. То есть, четко указано, что тех, кто вероломно попрал договор о ненападении и напал, нужно убивать, не давая пощады. Но! Здесь цитату обрывают, а ведь дальше сказано, что это не касается тех, кто одумался, попросил о пощаде и защите. Человек может посреди битвы сдаться, и его нельзя убивать. Когда-то была история о человеке, который преследовал и убил много мусульман, но в одном сражении, чувствуя превосходство противника, взмолился о пощаде и сказал слова свидетельства веры. Однако один из сподвижников Пророка его догнал и убил. И когда он рассказал об этом Пророку, тот чрезвычайно огорчился и спросил: «как ты предстанешь с этим в Судный День»? И на возражение, что он сказал эти слова лишь из страха перед мечом сподвижника, ответил: «Разве ты видел, что в его сердце?»

Пророк обозначил и правила ведения войны: нельзя разрушать гражданские постройки, убивать гражданское население. Нужно сражаться только с теми, кто сражается с вами, не нападать без причины первыми, не вести захватнических войн, не убивать служителей культа, не разрушать церкви и синагоги. Не нападать на женщин, стариков и детей, на людей с инвалидностью. И когда кто-то совершает теракт, это значит, что он нарушил все законы ислама, потому что в Коране сказано, что кто противоправно убьет хоть одного человека, то по степени греха словно убьет все человечество, а кто спасет одного человека — тот по степени благодеяния будто бы спас все человечество.

Получается, что террористы – это преступники, которые прикрываются исламом ради своей деятельности?

Так происходит, но нельзя забывать и о социальных предпосылках этого явления. Есть постколониальные страны, в которых традиции, экономика, природные ресурсы разрушены колонизаторами. В этих странах есть определенный объем проблем, в связи с разрушенными социальными институтами и традиционными каналами передачи знаний и опыта. Эти люди часто очень бедны, напуганы, они очень плохо знают, чему учит ислам. И они достаточно обозлены, чтобы не хотеть прилагать усилия к тому же познанию, — они уже настрадались и хотят простое решение. И вот какой-то «шейх» им говорит, что думать не надо, нужно только сделать вот это и это, и все будет хорошо. И люди по инерции, в поиске простого решения идут и делают.

В зомбировании молодежи свою роль играют необразованность, социальная неустроенность, незанятость и отсутствие каких-либо перспектив. Да, во многом в сложившейся ситуации виновата бездумная колониальная политика европейских стран. В России теракты тоже начались, когда русская армия начала вырезать целые села с мирным населением. Это делают отчаявшиеся люди, у которых погибла вся семья, и им уже все равно, они хотят отомстить, чтобы кто-то тоже почувствовал эту боль. И пока это бесчинство не прекратится, думаю, победить терроризм нереально.

Недавно я видела новость о парне, который потерял 26 членов своей семьи во время бомбардировки Алеппо – жену, маленьких детей, родителей, братьев и сестер. Он остался один. Как вы думаете, когда к нему придет какой-нибудь радикальный проповедник и предложит отомстить, — у него выше шансы быть вовлеченным в этом, чем у человека, который подобное не пережил?

Не поймите меня неправильно, это не оправдывает того, что делают эти люди. Никто в здравом уме не может оправдывать действия террористов. Но если мы хотим победить какое-то явление, мы должны понимать его причины. Терроризм – не сферическое явление в вакууме, у него тоже есть предпосылки, и они не сводятся к радикальным «шейхам». И нужно разобраться с комплексом причин, а не со следствием. А если преследовать людей за то, что они платок не так носят и бороду не так стригут, то это, наоборот, поспособствует ухудшению ситуации, потому что маргинализированные и стигматизированные массы людей будут искать выход из положения, а легальные пути им зачем-то отрезают.

В популярном представлении женщина в исламе – в лучшем случае «друг человека», она унижена и ущемлена в правах. Какова ситуация на самом деле?

Например, в арабском обществе времени ниспослания Корана считалось нормальным убивать дочерей. Коранические айяты это запретили и закрепили за женщиной такие же права, как и у мужчин. Также подчеркивается, что глава семьи – все-таки мужчина, потому что он добывает средства пропитания для семьи и защищает ее, это его обязанность. И поскольку на мужчине лежит больше ответственности, он берет на себя принятие решений, но при этом обязан консультироваться со своей семьей. Совет с людьми, которых затрагивает решение, будь то семья, квартал или город – это принцип шуры, один из основополагающих в исламе.

Не в Коране, но в Сунне (это кодификация достоверных высказываний и действий пророка Мухаммеда – прим. ред.) сказано о доходах женщин – и это не вовсе не популярный в народном мифотворчестве сюжет «женщина, как раб, должна работать и приносить в дом деньги, на которые живет мужчина». На самом деле, обязанность содержать семью лежит на мужчине, даже если жена богаче его. Она может не тратить на семью ни копейки, это ее личные деньги. Она может их внести в общий бюджет в качестве благотворительности. Как учил пророк Мухаммед, мир ему и благословение, лучшая благотворительность – то, что дается родственникам, ибо как-то странно помогать чужим людям, когда родные прозябают в нищете. Женщине такой взнос зачтется именно в качестве благотворительности, а мужчине не будет дополнительной чести и хвалы за то, что он содержит семью, это его обязанность, исполнение предписанного.

Также я бы обратила внимание на многоженство, которое всех так интересует. Согласно Корана и жизнеописания пророка Мухаммеда, многоженство – это форма не разврата, но ответственности. В Коране сказано, что можно жениться на одной, двух, трех, четырех женщинах, но при условии, что будет соблюдаться справедливость между ними. Там же содержится предупреждение, что лучше жениться на одной, потому что человек не сможет быть непогрешимо справедливым и нигде не нарушить баланс.

На самом деле, в мусульманских обществах многоженство – не такое распространенное явление, потому что соблюдение справедливости является большой ответственностью, и если одна из жен ущемлена в правах, то ее родственники имеют право призвать мужа к ответу. Так что если человек не боится Бога – он хотя бы боится общественной ответственности.

Проблемы начинаются тогда, когда такие браки заключаются в обществах, где это не принято, не приспособленных к полигамии, – только с первой женой человек может пойти в загс, официально заключить брак, и в случае невыполнения его обязанностей государство берет на себя функцию социального принуждения. Вторая жена считается сожительницей для государства, даже если брак заключен в мечети. И в случае проблем в браке второй жене предстоит унизительная процедура доказывания, что они с мужем вели совместный быт, что у них есть дети. Иногда недобросовестные люди этим пользуются. Как говорится, не судите ислам по мусульманам, судите мусульманина по исламу, насколько он соответствуют своей религии.

Для чего вообще нужно многоженство? Среди жен пророка Мухаммеда, мир ему и благословение, только одна до брака с ним была девственницей, он был ее первым мужем. В остальных случаях он женился на разведенных, вдовах, чтобы заботиться о них и их детях законным образом. Многоженство – это форма социальной организации в основном «на крайний случай». Если вспомнить современную Пророку ситуацию на Аравийском полуострове —  было очень много войн, многие женщины овдовели и не имели возможности снова завести семью из-за демографического дисбаланса: просто не оставалось неженатых мужчин. Для женщины в VII веке эта неустроенность была практически приговором: возможностей заработка немного, возможности иметь законнорожденных детей вообще нет (если в первом браке не успели родиться дети).

Поэтому пророк Мухаммед всегда рекомендовал своим сподвижникам жениться на вдовах, бедных женщинах, выбирая не по богатству, но по богобоязненности.

Кроме того, многоженство как механизм защиты в случаях гендерного дисбаланса не перестало быть актуальным, как могли бы подумать некоторые, и не так давно в исторической перспективе могло бы спасти многих украинских женщин от унижений жизни бесправной матери-одиночки. Если мы посмотрим, например, на Украину – то ведь многие дети послевоенного поколения, рожденные после окончания Второй Мировой, не знают своих отцов именно потому, что на их прародительниц не хватило мужей, и не было возможности иметь законную семью и детей.

Говорят, что многоженство унижает женщину — но только что описанная ситуация разве возвышает женщину? В Коране и хадисах (это предания о словах и поступках пророка Мухаммеда. – прим. ред.) подчеркивается, что многоженство – это крайняя мера, применяющаяся только при насущной необходимости. И есть предупреждение о том, если мужчина неодинаково относится к своим женам, то он воскреснет искривленным и будет отвечать за это в Судный День. При чем «одинаково справедливо» — это не про уравниловку «одной подарил красное платье, и второй обязан такое же подарить»: если одна хочет красное платье, а вторая – синий диван, то нужно купить каждой то, что нужно именно ей. И при этом следить, чтобы траты семейного бюджета на каждую из женщин были более-менее равными, и чтобы времени и эмоциональной привязанности каждая имела примерно равную долю. Это колоссальная ответственность, и действительно верующий мусульманин двести раз подумает, выдержит ли он ее, даже если в обществе есть социальные предпосылки к многоженству.

В религиях есть проблема устаревания норм, потому что они писались очень давно, а сейчас люди живут в настолько другом мире, что иногда эти нормы выглядят смешно. Есть ли эта проблема в исламе?

Проблема устаревания есть в некоторых мусульманских обществах, но в исламе как в религии такой проблемы нет. Ислам как религия – это рамочная конструкция, у которой есть неизменные константы и вариативная составляющая. Константы, что важно, касаются только Бога и отношения человека с Богом – это неизменно. Какой бы век ни стоял на дворе, природа Бога, установленный Им порядок, общие законы взаимодействия Его творений между собой и с окружающим миром, — это остается неизменным. И только эта часть религии была ниспослана как константа.

Большой объем мусульманского права достигается согласием ученых – на основании Корана и Сунны, руководствуясь духом закона, они в мирских вопросах могут принимать решения, которые соответствуют тому времени и обществу, в котором они сейчас живут. Более того, если решение ученого по какому-либо вопросу богословски идеально выверено, но не соответствует обществу и времени, то оно не имеет смысла и нелегитимно. И поскольку в исламе жестко зарегулированными являются только отношения человека с Богом, а все остальное вариативно, то даже теоретически устаревание невозможно – во всех бытовых вопросах принимаются новые нормы.

Проблема устаревания появляется потому, что общество инертно, и пока оно решает, что пора бы собрать ученых, может пройти некоторое время.

Как вы считаете, примеры успешных женщины в мусульманских странах – той же Соуад аль Хосани, предпринимательницы из ОАЭ – это развитие самих мусульманских обществ или действие от противного, работа вопреки окружению?

Мне было бы просто перечислить, если бы таких женщин были единицы, но даже я лично знаю много женщин, которые делают потрясающие вещи. Это не что-то «из ряда вон». Я думаю, в большинстве мест мира это все же больше проблема инертности мышления, а не религии, потому что мусульманки, которые хотят, добиваются своих целей (не будем брать какой-нибудь разнесенный десятилетиями войн Афганистан, там, конечно, совсем другие проблемы и возможности для самореализации). Конечно, среди и мусульманок, и немусульманок тоже есть люди, которые предпочитают двигаться по пути наименьшего сопротивления, быть безынициативными — это не зависит от религии, и их выбор достоин такого же уважения, как любой другой. Как и выбор «остаться дома и посвятить себя детям».

— Читайте также: Соуад Аль Хосани: «Если ты успешен, люди хотят быть тобой»

Из известных примеров выдающихся мусульманок могу назвать Шейху Мозу, мать семерых детей, жену бывшего эмира Катара (сейчас страной правит ее сын). Когда Мозе было 18 лет, ее позвал замуж тогда еще наследный принц, но она сказала, что сначала ей нужно образование и попросила подождать. Попросила! Наследного принца! Подождать! Она получила высшее образование, научную степень, и только после этого вышла замуж. Она родила семерых детей, но при этом вела активную социальную деятельность, основала общественные, политические и культурные проекты, является почетным доктором разных университетов мире. И это «забитая» арабская женщина?! Если человек хочет, он делает.

Бывают и препятствия, например, в нынешнем разрушенном Афганистане женщине нужно очень сильно постараться, чтобы получить образование. Но если бы не война и там не было бы Талибана, не было бы все так плохо. В Афганистане группировки терроризируют в первую очередь местное население, оно очень страдает от этого беззакония, это как в (Л)ДНР. Тем не менее, случилось то, что случилось — но даже там женщины умудряются что-то делать, одна только история об организации подпольных женских школ чего стоит – а ведь они все сильно рискуют! В религии для этого нет никаких препятствий; более того, среди сподвижниц пророка были женщины, занимавшие высокие государственные посты, и никто им не говорил: «Сиди, женщина, дома и пеки лепешки».

Есть стереотип, что мусульмане стараются брать необразованных жен, чтобы на их фоне не чувствовать себя ущербными. Может, в каких-то глухих деревнях такая практика и есть, но на самом деле городские мусульмане, которых я знаю, стараются жениться на образованных женщинах. Почему? Да просто даже если жена не будет работать (а она может работать), у их детей будет более качественное стартовое воспитание и образование. И дети будут иметь на старте больше конкурентных преимуществ, потому что образованная мама им даст больше знаний об окружающем мире, лучше научит понимать его закономерности.

Своим детям я постараюсь передать то, во что я верю, что считаю важным. Надеюсь, у меня получится. Но я не буду их к чему-то принуждать, потому что я много раз видела, что принуждение не работает – люди все равно, избавившись от давления, начинают поступать так, как считают нужным. Я верю в разумность, и буду, прежде всего, апеллировать к разуму моих детей. Для меня это главное.

Беседовала Галина Ковальчук. Фото: Роман Евлоев

— Читайте также: WoMo Abroad: Три иорданки о выборе мужей, королеве Рании и современном способе носить хиджаб