Teen Mother: Негативные последствия подросткового материнства

Данные новых исследований

19.03.2019

Сегодня ранним считается материнство в возрасте до 20 лет. Новые исследования, проведенные в Канаде, показывают, что не только юный возраст матерей, но и бабушек, играет значительную роль в развитии ребенка.

Данное исследование интересно и для нас, потому что в странах экс-СССР тенденцией было выходить замуж и рожать первенцев в 18 — 21 год. Сегодня же средний возраст матерей в Украине составляет 25,8 лет; в Канаде, где проводили исследование, — 28,10 (согласно данных CIA World Factbook и UNICEF). Нельзя сказать, что связь «богатая страна — позднее материнство» является прямой, ведь, к примеру, в экономически нестабильной Греции впервые мамами становятся в 31,2 года, а США рожают в 25,4 лет. Но не смотря на то, что современные женщины намного позже становятся матерями, чем их мамы и бабушки, проблема ранних беременности и материнства все еще существует…

Последствия подросткового материнства

Последствиями подросткового материнства для ребенка могут проявиться и на физическом плане (преждевременные роды), и на психологическом (более медленное развитие школьных навыков, худшая регуляция эмоций, как следствие — плохая успеваемость в школе). Дочери матерей-подростков, согласно исследованию, находятся и сами в группе риска раннего материнства. Конечно же, подростковое материнство — не генетическая предрасположенность. Чаще всего речь об унаследовании контекста жизни: бедности, семейной нестабильности.

Ранее материнство само по себе приносит много трудностей и для матери, и для ребенка. К тому времени, как ребенок матери-подростка идет в школу, он уже находится в более слабой социальной позиции, чем его сверстники. Хорошие новости состоят в том, что везде в мире женщины рожают позже, например, в США количество подростковых беременностей сократилось на две трети с 1990 по 2016 год. А плохие новости в том, что последствия подростковой беременности ощущаются даже через поколение.

Проблемы поколений

Исследование, проводившееся в канадской провинции Манитоба и опубликованное в журнале PLOS One, говорит о том, успеваемость ребенка зависит не только от того, была ли его мать подростком при его рождении: даже если мама родила, будучи «взрослой» (после 20 лет), а бабушка, — будучи подростком. На 39% у таких детей больше риска попасть в нижнюю категорию по шкале готовности к школе.

Среди ученых, проводивших исследование, — Элизабет Уолл-Уилер из Высшей школы медицины при Стенфордском университете. Она объясняет, в частности, что исследование проводили в Манитобе, потому что здесь очень удобная и объективная система оценки знаний будущих школьников. Лучше всего готовыми к школе по развитию навыков и знаний, в результате исследований, оказались дети, у которых ни мама, ни бабушка не были матерями-подростками — только 24% из них показали плохие результаты. А худшие результаты были у детей, у которых подростковое материнство было и у мамы, и у бабушки — 46% детей из этой категории оказались на последних местах после прохождения теста. Среди детей, чьи мамы, но не бабушки, стали матерями, когда были тинейджерами, 41% не был готов к школе. А в случаях, когда мамы были взрослыми на момент рождения, а бабушки родили до 20 лет, процент неуспеха был тоже же высок — 34%.

Причины семейных проблем

Уолл-Уилер считает, что проблема в бедности и неспособности системы образования «вытащить» из нее детей. «На самом деле это исследование показывает важность поддержки юных матерей, эта поддержка не просто улучшает условия их жизни, но и дает гарантии лучшей жизни их детям и даже внукам.»

Конечно, одни только цифры не дают нам картины подросткового материнства: кроме прочих факторов, важным является то, была ли беременность запланированной, помогали ли молодой матери ее родители. «Подростковое материнство не есть причиной низкого социального и экономического положения», — говорит Карен Бенджамин Гуццо, социолог из Bowling Green State University. «Большинство мам становятся бедными не потому, что они — мамы-тинейджеры, а потому, что бедность порождает еще более глубокую бедность.»

Таким образом, и многие дети, и внуки мам-подростков имеют больше трудностей в школе не потому, что они неумные, а потому что они бедные. Бедность отвлекает их от учебы, а неуспеваемость мамы-подростка может перерасти в пренебрежение образованием, которое передастся ребенку. Уолл-Уилер говорит: «Проще показать, что происходит, а не почему так происходит. Ответ на этот вопрос приводит нас к тому, что проблема неравенства в таких странах, как Канада и США должна решаться более эффективно».

Источник: theatlantic.com

Фото: кадр из фильма «Ребенок Джуно»

— Читайте также: Анастасія Мельниченко: «Гіперактивним дітям відчайдушно потрібна допомога»

Новини партнерів