Тимофей Милованов: «Важно научить детей аналитически и критически мыслить, ведь вещи, которые можно просто повторить, в будущем будут автоматизированы»

Профессор экономики Питтсбургского университета о переменах и перспективах образования

Тимофей Милованов, профессор экономики Питтсбургского университета, соучредитель VoxUkraine, рассказал в интервью для 5 канала о реалиях и перспективах украинского образования, которое в будущем могло бы позиционировать себя как бизнес.  

Status Quo

Определенно реформы в украинском образовании происходят. Работа проводится: действуют методические комитеты образования, министерство очень старается найти хороших специалистов. Но говорить о том, что украинская система образования изменилась принципиально, мы пока не можем. Нужно больше времени. Правительство должно поддерживать систему образования, но не вмешиваться в ее деятельность. И это ключевая идея реформирования образования.

План перемен

Можно пытаться систему образования исправить, но это с родни того, когда пытаются наладить производство хлеба, повысить его качество и пользу, а люди категорически отказываются есть этот хлеб. Помимо отношения людей, должно измениться следующее:

  • Запрос на хороших специалистов. Важна хорошая высокооплачиваемая работа. Образование все же должно выполнять прагматическую функцию.
  • Весомость университетского образования. Университетский диплом не является теперь чем-то таким, что заставило бы работодателя брать сотрудника к себе на работу. Многие работают не по специальности. Так зачем же тратить огромное количество времени и ресурсов на образование, чтобы потом работать в другой сфере.
  • Качественное профессионально-техническое образование. Поднимая вопросы ПТУ, мы говорим не о слесарях, но о людях, которые умеют думать. В нашей стране этот вид образования опустился на самый низкий уровень. Но даже в университетах не учат многим вещам, которые действительно пригодятся в жизни.
  • Право выбора. Начинать всегда нужно со среднего образования. В школе в Филадельфии, в которой я побывал, учат делать выбор. Дети самостоятельно подбирают курсы и предметы, их учат аналитически мыслить.
  • Заучивание vs. анализ. У нас школьное обучение построено как? Вот учебник, его нужно выучить и на экзамене передать. У нас есть задача, которую нужно пересказать. Но это уже не нужно современному миру, ведь вещи, которые можно повторить, будут автоматизированы.
  • Образование для всех и каждого. У нас должна быть возможность дать хорошее образование всем людям. Конечно, нет достаточного количества ресурсов, но должна быть система, чтобы получить такую возможность. Проблема нашей страны в том, что если человек родился не в большом городе, то у него очень маленькие шансы стать успешным.
  • Конкурентноспособные преподаватели. Очень важны преподаватели. Нельзя прогнать человека через какой-то педагогический университет, подготовить его по кальке. Он не сможет стать хорошим учителем, который сможет научить детей думать и не отбить интерес к предмету.
  • Дорогой диплом vs. дорогие знания. В зарубежных системах образования есть общее государственное финансирование, но есть и «шапка», которую получают университеты за качество образования, уровень преподавателей и выпускников. За хорошими преподавателями должны начать гоняться. В среднем на ребенка тратят $26 тысяч в год. Образование стоит дорого, ведь за хорошие знания нужно платить.

Образование как бизнес

Мы ратуем за равные возможности. Возможно, государство и налогоплательщики должны вкладывать в образование и это финансирование должно перераспределяться. Ведь если в бедном селе родится новый Энштейн, ему нужно дать образование, чтобы у него была возможность изменить страну. Нашу или другую. Таким образом, мы все делаем инвестиции в будущее. Но в то же время люди должны платить за себя. Одно дело отсиживаться в непонятных частных учебных заведениях с сомнительным уровнем аккредитации и другое дело, сделав выбор, получать качественное образование, оплачивая его самостоятельно. А потом вернуть затраты, устроившись на престижную работу.

 -Читайте также: Тимофей Милованов: «Нас ждет революция в образовании, какую форму она примет, можно попробовать предсказать»