Точки роста в бизнесе и мотивация

Татьяна Гончар, директор по персоналу и организационному развитию «Смарт-Холдинг», о том, как мотивировать себя и других

Автор Виктория Покатис, главный редактор портала WoMо

Какие точки роста бизнеса были раньше и изменились ли они в сегодняшних реалиях? 

Очень часто рост бизнеса связывают с масштабом: рост продаж, количество сотрудников, клиентов, стоимость бизнеса и т. п. Этот стереотип «нужно расти», «большой значит надежный» достался нам от XVIII века. Масштабировать — значит тратить значительные ресурсы: организационные, финансовые, человеческие, инфраструктурные и т. д., оно было доступно лишь крупным игрокам. Более того, достигнув определенного масштаба, необходимо было тратиться на его поддержание, дополнительные иерархии, контроль, разрешения и т.п. И эта игра «в больших» имела одно негласное правило: «выигрывает всегда большой».

Такой тренд был востребован до второй половины ХХ века. Сейчас мы знаем, что  результаты в таких сферах, как искусственный интеллект, роботы, нанотехнологии, 3D-печать, влияют на требования к знаниям и умениям сотрудников, а это значит, что эпоха экспансии, где точками роста были продукт, клиент, география присутствия, меняется на точки роста, где во главу угла ставится человеческий  капитал. Сегодня не так важно быть большим, важно быть качественным: адаптивным, динамичным, клиентоориентированным. 

Последние 10 лет становится очевидным, что современные технологии позволяют очень быстро, за год-два, увеличивать бизнес до всемирного масштаба без значительных вложений. Цифровые платформы и инструменты решают все необходимые задачи быстрее, без дополнительного вовлечения людей и без ошибок. Бизнес-модели «крупных» и «мелких» игроков уже не так зависят от размера, как это было в конце прошлого века. Также мы можем наблюдать преобразование понимания бизнеса и компаний из «механистических бизнес-процессов», где люди выполняли роль неких функций и обязанностей, в сторону «живых и открытых» систем, взаимовлияющих друг на друга. Так, в первом случае крайне важно было поставить задачу «функции/обязанности», а сейчас более актуально создать среду, в которой сотрудники могут найти, проявить и развить свои компетенции и сильные стороны. 

Каким образом это проявляется в «Смарт-Холдинге»?

Для нашей компании человек — это главное! Мы понимаем и ценим то, что человек и его идеи — это  основные точки роста современного бизнеса, поэтому строим эко­систему, которая дает людям возможность проявлять свой профессионализм и компетенции. Мы меняем подходы к управлению, к постановке задач и их оценке, трансформируем иерархическую структуру и переходим к проектному управлению. Мы даем молодым ребятам возможность руководить сложными кросс-функциональными проектами, и такие челенджи вдохновляют их и помогают быстро развиваться. Проектная деятельность заставляет мыслить нестандартно, создавать, анализировать и делать востребованными инициативы для всех сотрудников компании.

В то же время, когда VUCA мир вокруг нас, то «бонусом» идет постоянный цейтнот и эмоциональная перегрузка, когда время на обдумывание решений минимально.  Все это влечет за собой снижение собственного мотивационного фона.

Какими инструментами уравновесить мотивационный фон компании, чтобы сохранить продуктивность — свою и сотрудников?

Жизнь современного человека наполнена событиями, обязанностями и делами, для выполнения которых иногда трудно найти в себе силы, а мотивацию для их воплощения найти сложно в принципе. 

Тема мотивации уже давно исследована, существуют десятки ее теорий, и, тем не менее, чтобы не стать заложником ситуации, механизмы мотивации необходимо подбирать индивидуально для каждого человека. 

Я бы предложила еще обсудить понятия «Ситуация» и «Контекст», в которых находятся сотрудники, а также понятие смысла, которое так хорошо может заряжать энергией. Именно эти понятия являются важными для понимания и влияния в современных условиях. 

Понятие «Ситуация» в первую очередь говорит о способности дифференцировать и выделять значимые объекты в текущий момент времени. Другими словами, любая ситуация — это фокусировка внимания и ресурсов на определенных приоритетах. Она задает фреймворк и значимые или незначимые объекты для сотрудников. Второе важное понятие — контекст, он задает определенный спектр возможных ситуаций, в которых может оказаться человек. Любой человек пребывает, как правило, в нескольких контекстах и, соответственно, может находиться во множестве ситуаций одновременно. При этом есть очень важный контекст, который чаще называют позитивным настроем. И тут важно сделать акцент на условиях, необходимых для формирования позитивного настроя. Одна из гипотез предполагает, что позитивный настрой дает деятельность, которая имеет смысл. Понятие смысла, воображаемого предназначения, на сегодня является мощнейшим инструментом формирования контекста, в котором ситуации открывают нам возможности, а постоянные изменения не воспринимаются негативно. Способность создавать смыслы в работе организаций, сотрудников, стран или других социальных систем — вот реальная основа мотивации в современных реалиях. И наша компания идет по пути наполнения смыслом того, чем занимаются наши сотрудники. Мы не делаем отчетов «в стол», у нас нет лишней бюрократии, зато есть сложные задачи, наполненные смыслом и пониманием, что этот конкретный результат даст в конечном итоге всей компании. Поэтому смысл, возможности, результат и позитивный настрой — четыре столпа нашего парфенона мотивации. И последнее — это новая парадигма лидерства, которая в компании обретает новую роль, вовлекающего и вдохновляющего наставника, помогающего команде достичь результата.

Все вышеупомянутые элементы также нашли свое отражение в корпоративной модели компетенций Группы «Смарт-Холдинг», и это не дань моде, а реальная потребность компании в период трансформации и изменения модели бизнеса. 

Отсюда следует, что все, о чем мы говорили, создает корпоративную среду мотивации сотрудников. Именно экосреда постоянно побуждает и формирует в нас привычку действовать и совершенствоваться для создания лучшей версии себя и определения траектории устойчивого роста бизнеса.

А что именно вас мотивирует на достижение результата, особенно сейчас, в период такой турбулентности?

Позитивный настрой. Я считаю, что это половина успеха. Изначально настраивая себя на успех, мы вытесняем негативные мысли из нашего подсознания. Не всегда  нам под силу изменить происходящие события, но состояние наших мыслей и эмоций полностью под нашим контролем. 

Смысл и результаты. Точно могу сказать, что постановка целей и их достижение — это привычка. Любой прорыв и достижения напрямую зависят от желания и конкретных действий. Не стоит сидеть и ждать, когда у кого-то проснется желание что-либо делать, видимыми результатами можно и нужно заряжать других. Это как с позитивным настроем — позитивные эмоции и уверенность передаются и мотивируют на результат.

Саморазвитие как элемент личной мотивации для меня также важен. Читайте полезные и вдохновляющие книги, посещайте обучающие мероприятия, старайтесь совершенствовать себя постоянно. Вечера, выходные и праздники можно проводить не только интересно, но и с пользой.

Моя большая чудесная семья, которая дает мне тепло, поддержку и энергию. А это ли не главное в самомотивации?