Три кита креативности как основа современного бизнеса

О важной роли креативности в бизнесе и правилах ее формирования

16.09.2014

portrИздание MMR глубоко изучило взгляд на креативность Джейми Андерсона, гуру менеджмента The Financial Times, участника топ-25 мыслителей в менеджменте Business Strategy Review, одного из самых влиятельных и всемирно признанных экспертов в сфере стратегии, инноваций и креативности, профессора стратегического менеджмента в Lorange Institute of Business в Цюрихе, и получило интересные выводы, которыми мы тоже хотим с вами поделиться.

Термин креативность сейчас широко используется в контексте стратегии, инноваций, организационного развития и лидерства. Но, наступает момент, когда управленцы понимают, что стратегические вопросы, вопросы лидерства или сложные организационные ситуации уже невозможно решить в привычном шаблонном порядке, и появляется поле для творческого решения задач.

Креативность сегодня становится ключевым навыком для лидеров и организаций, и данный навык позволяет не просто адаптироваться к изменениям, но и активно формировать новые отрасли и рынки.

До недавнего времени термин «креативность» в бизнесе в основном ассоциировался с обозначением нестандартных новых технологий. Однако, исследованию темы креативности на данный момент уделяют намного больше времени, чем прежде. В изучении используют сложные техники мозгового штурма и истории выдающихся личностей искусства.

Однако даже эти широко используемые методики и подходы, увы, не могут в полной мере оценить креативный потенциал каждого из нас.

Если креативность способна добавить ценности компании и команде, то управленцы должны в первую очередь понять ее основные принципы, развить в себе соответствующее мышление, отношение и знания, чтобы четко видеть, где и когда креативность имеет право на жизнь и может создать новые решения.

Йозеф Бойс (1921–1986) выдающийся художник, посвятивший себя изучению основных принципов искусства, творческому процессу и раскрытию творческого потенциала у простых людей, утверждал:  «Каждый человек — это художник». Это заявление бросило вызов устоявшимся взглядам в мире искусства и допускает, что каждый из нас может создавать или определять произведения искусства, если все вокруг нас — это искусство…

Но, на самом деле, речь шла о мобилизации скрытых креативных способностей — раскрытии творческих слов, мыслей и действий, и выражении этого творчества определенным конструктивным образом.

001

Бойс формировал определенные концепции, которые могут использовать люди для раскрытия собственного креативного потенциала путем своих представлений, скульптур и учений.

И в итоге он описал три ключевые концепции на пути к креативности:

  • активная форма мышления, личное творчество;
  • скульптурная теория, процесс творчества;
  • социальная скульптура, коллективное творчество.

Важно понимать, что путь к креативности начинается внутри нас — личная креативность, и ведет во внешний мир — креативность в социальном контексте.

Личная креативность

Необходимо отпустить известные нам модели мышления и старые привычные решения. Необходимо принять то, что Бойс называет «активной формой мышления».

Он определил три уровня активного мышления: вдохновение, интуиция и воображение.

Вдохновение обладает двумя, казалось бы, противоречивыми требованиями. С одной стороны, оно нуждается в четких рамках (представлении, куда идти), а с другой стороны — в открытой позиции (отсутствии четкой цели).

Интуиция — это эмоциональная сторона процесса личной креативности. Большинство успешных людей подтвердит, что они больше доверяли своим чувствам, а не логике. Воображение в свою очередь является финальным шагом в активном мышлении.

Попробуйте пригласить  свою управленческую команду на совещание для выработки стратегии развития и вместо рационального шаблонного анализа попросите своих коллег в первую очередь полагаться на свою интуицию. Вы увидите кардинально другой результат…

Воображение является финальным шагом на пути улучшения творческой составляющей и характеризуется способностью визуализировать желаемую картинку будущего, которая обладает особенной силой и помогает преодолевать потенциальные преграды.

По сути, вдохновение, интуиция и воображение неразрывно связаны друг с другом и являются концепцией личной креативности, но активное использование данного подхода в бизнесе может зажечь искру креативности внутри компании и команды в целом.

002

А для управления процессом креативности управленец должен внимательно наблюдать за ситуацией и судить о его тенденции через структуру или хаос.

Пример: в своей скульптурной теории Йозеф Бойс утверждал, что каждый материал находится между двумя полюсами — структуры и движения. Процесс творчества по его мнению — это ни что иное, как  активное формированием ситуации (путем добавления большей структуры или, наоборот, хаоса).

Коллективная креативность

Йозеф Бойс видел взаимодействие людей как скульптурное пространство, которому можно придавать форму на метаморфическом уровне — так же, как и реально создаваемой скульптуре. Он соединил воедино две ценнейшие вещи — социальное поведение и принципы создания скульптуры.

Используя пример Бойса и понимая его подход к креативности, современные руководители могут открыть для себя способы стимулирования творческого процесса, чтобы дать возможность своей команде развивать индивидуальный и коллективный творческий потенциал. Три кита — воображение, вдохновение и интуиция — играют огромную роль в современном бизнесе.

Для достижения настоящих изменений в инновациях и стратегиях развития бизнеса такое понятие, как «формирование креативности» должно стать ключевым в лексике и навыках руководителей XXI века.