«Це я». Первые впечатления от просмотра

История о том, как мы превращаемся в глухонемое общество слепых

Даже как-то непривычно говорить эту фразу, но вчера я побывала еще на одном фильме украинского производства… Совсем недавно писала о картине «Незламна», теперь о работе режиссера Анны Акулевич «Це я». Какие-то странные чувства возникают от того, что наконец-то на экране ты видишь что-то свое, знакомое, не экшн, а человеческую историю.

И дело не в том, что фильм открыл зрителю новые лица и имена в киноиндустрии, и не в том, что почти половину бюджета — 8 млн. гривен — обеспечило Госагентство по вопросам кино, и даже не в полученном Гран-при международного кинофестиваля в итальянском городе Лукания… А в том, что после просмотра появляется какое-то особое послевкусие, вызванное сюжетом фильма, музыкой (автор саундтрека, кстати, Олег Скрипка), цветовой гаммой и поисками символов и скрытого смысла. Но сейчас не об этом.

Итак, фильм «Це я» — это история одной семьи. По сюжету старшая дочь Яна (Яна Соболевская), которая уже давно живет в России, возвращается к своим родителям, в маленькую украинскую деревушку. Ее восьмилетнюю дочь Алину (Анна Ткач) воспитывают бабушка и дедушка, или как его ласково называет внучка — бадюдя, и в этом же доме живет младшая сестра Леся (Виктория Зубрейчук) с мужем Темой. Приезда долгожданной гостьи ждали с огромным нетерпением, но это вызвало столько проблем…

04

Наверное, каждый при просмотре увидит что-то свое. Кто-то разглядит историю о неостепенившейся старшей дочке, которая не слышит других людей, так как привыкла принимать решения в жизни, руководствуясь желанием получать материальные блага (чего стоит эпизод, где Яна буквально с порога снимает картину отца и вешает фотографию дорогого кольца на голубом фоне в позолоченной рамке). Кто-то увидит историю о маленькой девочке, живущей в своих мечтах о музыке, любви, взаимопонимании в семье и тепле маминых рук. А кто-то — рассказ об отце семейства, не принимающем образа жизни своей дочери, который молча, с грустью в глазах переживает конфликты с ней до самой кульминации, когда он опять-таки без слов сожжет ту самую картину с перстнем в знак протеста.

Признаться честно, мне иногда казалось, что я подглядываю за этой семьей сквозь щель в деревянном скрипучем заборе, настолько реалистично все снято. Через какие-то мелкие детали — от привычного говора до чашки с клубникой или алюминиевого тазика — режиссеру удалось создать близкий и понятный образ обычной украинской семьи.

03

Режиссер Анна Акулевич рассказала, что этот фильм не просто так получил свое название. В «Це я» многие могут узнать себя, своих знакомых, соседей, друзей… Ведь тема разношерстности, толерантности и идентичности так или иначе сегодня особенно остро касаются каждого из нас. Да и корни проблем нужно искать в семье, в общении с родными, в умении ладить, находить общий язык. «Знаете, — сказала мне Анна после показа, — мы когда показывали фильм в других городах и сидели где-то в кафе, я наблюдала картину того, как дети общаются со своими матерями в совсем еще юном возрасте. Это же шокирует! Нам не хватает умения слышать друг друга, мы не формируем этого умения еще в самом корне — в семье, вот именно поэтому люди становятся такими слепоглухонемыми. И хотелось бы, чтобы мы оглянулись назад, подумали об этом, пожалели друг друга… »

Выделить кого-то в роли главного персонажа было трудно. Каждый из актеров был тем пазлом, без которого не получилась бы такая «мозаика». При просмотре картины возникает масса вопросов, здесь вы не увидите разжеванного до подробностей сюжета. В фильме много символов, недосказанности, и даже финал остается открытым: останется ли дочь рядом с больным отцом, наладит ли отношения с влюбленным в нее соседом Андреем (Сергей Кравец) или заберет свою дочь и навсегда уедет в Россию? Смотрите сами!

Мне по секрету сказали, чем все продолжилось, ведь у героев фильма есть реальные прототипы. А вы как думаете, чем завершится эта история?