Универсальный алгоритм взаимодействия с ребенком

Чтобы не наломать дров и не упустить ничего важного

12.08.2014

Трудности с ребенком бывают у каждого родителя. Как правило, родители склонны либо занижать, либо преувеличивать значение проблемных ситуаций, в которых они оказались вместе со своими детьми. Именно поэтому их действия не приводят к желаемому результату.

В этом случае я советую следовать “Универсальному алгоритму взаимодействия с ребенком”, проверенному практикой по ряду действий в стрессовых или конфликтных ситуациях. Данный алгоритм помогает родителям не совершить опрометчивых поступков: несправедливо наказать ребенка, создать своей реакцией эмоциональный барьер между ребенком и собой, упустить важную информацию о здоровье ребенка.

Всего 5 пунктов, 2-5 минут работы по алгоритму — и ситуация решена! Как?

Просто следовать пяти пунктам алгоритма.

Шаг 1. Обратить внимание

Услышав плач ребенка, его голос или его обращение к вам, просто поверните голову в сторону ребенка и посмотрите на него — это нужно для того, чтобы не игнорировать и чутко реагировать на ситуацию. На этом этапе разговаривать с ним о чем бы то ни было ЗАПРЕЩЕНО!

Шаг 2. Присоединиться

После того как вы оторвались от дел и обратили внимание на ребенка, вам нужно, условно говоря, «присоединиться» к проблеме. Задавайте короткие вопросы, но не комментируйте ответы ребенка: «Слушаю тебя…», «Давай посмотрим…», «Давай разберемся…»…

Шаг 3. Анализ ситуации

На этом этапе подсказкой для родителей служит выражение лица ребенка. Начинаем разговор подобными фразами: «Мне кажется, ты доволен?», «Мне кажется ты обиделся?» или «Мне кажется, ты злишься?». Просто задаем вопрос и слушаем ребенка. Не комментируем! Такие вопросы дают возможность взрослому начать диалог с ребенком.

Шаг 4. Глубокий анализ ситуации

Ведем диалог с ребенком. Выслушав его, просто задаем несколько вопросов, которые позволят ему дать нам подсказку к действиям. Например:  «Могу ли я что-то для тебя сделать?» или «Что ты решил делать?». Важно не утешать, не уговаривать, а задать вопрос и слушать подсказку от ребенка к своим дальнейшим действиям.

Шаг 5. Говорим то, что хотим или что должно быть сказано

Звездный час для родителя! Наконец-то, на второй минуте разговора можно сказать то, что кричат нам наши ценности и хотелось сказать с самого начала.

ВАЖНО: если вы дошли до пятого пункта, вы на верном пути и важно ничего не испортить именно сейчас, когда ребенок готов вас услышать.

Не оценивайте, не осуждайте и не ругайте. Говорите о том, что, как вы думаете, должны обязательно сказать своему ребенку, но говорите как информацию к размышлению.

Обязательно оставьте ребенку свободу выбора в принятии решения, как поступить в этой ситуации. Потому что даже если вы прикажете ребенку что-то сделать — не факт, что он так сделает, а если оставите свободу выбора, скажите всю необходимую информацию — вероятность того, что он воспользуется ею прямо пропорциональна свободе принятия решения.

Алгоритм на первый взгляд прост!

Но именно эта простота требует тщательной проработки, и лучший способ получить навык — посетить мой тренинг в грядущую субботу 16 августа.

Он подходит для любого возраста — от 6 месяцев до 100 лет.

Вот лишь небольшой перечень проблемных ситуаций, которые можно решить с его помощью: ребенок не хочет учиться в школе, малыш упал и плачет, ребенок говорит матерные слова, у него проблемы в школе (институте, на работе…), малыш постоянно требует похвалы, ребенок отказывается кушать, ваш сын или дочь рано начали половую жизнь, ребенок курит и т.д.

Алгоритм всего лишь один из действенных инструментов взаимодействия с ребенком, которому мы  научимся. До встречи! И прекрасных отношений со своими детьми!