Ужасные «Заветы» М. Этвуд: сиквел «Рассказа служанки»

Букеровская премия 2019

02.11.2019

Те, кто читал книгу или смотрел сериал «Рассказ служанки», знают, что эта история леденит кровь. Сиквел романа, который называется «Заветы (The Tastements), несмотря на еще большее количество ужасающих эпизодов (забивание камнями, отрезание рук, седация для новобрачных), кажется не настолько страшным.

Первую часть истории служанки Маргарет Этвуд писала, когда ей было 45 лет. Прошло 34 года, и Маргарет решила продолжить антиутопическую историю об обществе, в котором роли женщин четко определены. Женщина может быть женой, дочерью, экономкой, Марфой, тетушкой и служанкой. Все. Других вариантов нет.

Повествование начинается в Северной Америке через 15 лет после описанных в первой части событий. Истории рассказывают три персонажа – тетушка Лидия и две юные девушки Агнес и Дейзи. Книга показывает события, которые привели к краху государства Гилеад, общества, «гниющего под внешним проявлением добродетели и чистоты».

Самые захватывающие истории – это свидетельства тетушки Лидии, прославленной защитницы нравственности. В темном углу библиотеки, где она обучает новоизбранных «тетушек», старушка с кислым выражением лица рассказывает, как она прошла путь от заключенной до сотрудницы. Несмотря на свое нынешнее положение, Лидия тайно помогает женщинам бежать в Канаду по «Подземной женской дороге», и у нее достаточно доказательств, чтобы разрушить систему изнутри. Ее план основан на сотрудничестве с двумя юными девушками. Одна – уроженка Гилеада Агнес, которая, узнав, что ее настоящая мать была служанкой, расторгает уже устроенный брак и готовится стать тетушкой. Вторая – Дейзи – из Торонто, которая в школе написала статью о Гилеаде и обнаружила, что у нее есть глубокая связь с чудовищным государством.

Первая половина романа – захватывающая и интригующая, удачно балансирует между ужасом и остроумием. Самые захватывающие сцены возвращают нас к событиям из первой книги, только теперь с точки зрения Лидии.

В книгах Маргарет Этвуд происходит только то, что когда-то уже случалось на Земле. Автору всегда удается плавно переходить из жанра в жанр, привлекая разные поколения читателей. Главы, рассказанные Агнес и Дейзи, написаны в стиле художественной литературы молодых людей. Но в целом тон нестабилен, переходит от напряженной исповеди к шекспировскому фарсу.

Несмотря на все кровавые сцены, атмосфера книги не настолько страшная, как в «Рассказе служанки».

Источник: theguardian.com

-Читайте также: Лауреатки Букеровской премии-2019 и другие знаковые победители