В обувной бизнес нестандартной ногой: 6 советов о том, как начать свое дело

Ирина Бондарь: "Многие люди даже не подозревают, что носят обувь не своего размера"

16.10.2017

Что может мотивировать женщину оставить уютный корпоративный кабинет и начать шить обувь на дому при минимальных вложениях? Нестандартная форма собственных ног! Своим опытом с начинающими предпринимателями делится Ирина Бондарь, модельер и дизайнер, основательница обувного бренда Bondarina.

Нестандартный переход из корпоративного бизнеса в частный

Своим делом я всерьез занялась летом 2015 года. До этого 10 лет проработала в крупной телеком-компании: сначала специалистом, потом руководителем подразделения. Работая на корпорацию в просторном офисе, мне все равно хотелось как-то реализовать творческий потенциал, поэтому приходилось искать хобби и занимать себя. За эти годы я посетила множество курсов, пробуя себя в разных сферах. Но однажды заинтересовалась, как делают обувь?

Дело в том, что у меня нестандартная форма ноги, поэтому найти в магазине удобную обувь сложно. Всегда не любила бесконечные примерки и отчаянные попытки добыть комфортную во всех отношениях пару: либо размер был не тот, либо цвет, либо фасон, либо цена заоблачная. Ни одни заводские сапоги с высоким голенищем на мне не застегивались, поскольку не хватало объема. Таким образом я обзавелась двумя парами сапог, сшитых на заказ. А потом подумала, наверное, проще самой создавать обувь! Сначала смотрела видео в интернете, потом задалась целью познакомиться с людьми, которые смогут научить обувному ремеслу. Закончила онлайн-курсы зарубежного дизайнера, и тогда поняла, что нашла дело, которому могу посвятить всю жизнь.

Я уволилась с работы и окунулась в новый для себя мир. Разумеется, поначалу было страшно, и даже сейчас не оставляет страх: все ли получится? Тогда никто не верил, что мое увлечение серьезно и принесет хорошие результаты, особенно учитывая, что в обувном ремесле не так-то много женщин, участвующих в процессе от начала до конца. Однако это не было поводом остановиться — меня поддерживает семья, и самое главное, что я сама в себя верю.

Что и как я делаю

Я шью обувь, сумки, кошельки, косметички, холдеры для документов, различные аксессуары вроде кожаных ошейников для собак, ключницы, футляры для очков. Но основное направление моей работы, конечно, обувь. Приходится постоянно учиться, использовать свою фантазию и где-то нестандартный подход, которого могут быть лишены сапожники с 20-летним стажем.

Производство обуви происходит в несколько этапов.

Первый — это снятие мерок с обеих ног. Нет такой системы размеров, которая учитывала бы все особенности, в итоге большая часть людей носит обувь не своего размера, даже не подозревая об этом. Зачастую из-за этого происходит деформация стоп, и подобрать обувь в магазине становится еще труднее. А еще правая и левая стопы имеют разную длину. Все эти данные я учитываю.

Второй этап — это проработка эскиза обуви на паре колодок. Когда эскиз готов, я переношу его на бумагу и делаю лекала для раскроя, основные детали верха и подкладки.

Третий — раскрой цельного куска материала, выбранного заказчиком, по лекалам. Я работаю только с натуральной кожей, реже использую вставки из ткани для декора. Такая обувь более удобна, носится дольше и лучше.

Четвертый этап — сшивание деталей на специальной машине для работы с кожей, установка нужной фурнитуры и затяжка пары на колодках. Все это делаю вручную, используя клещи, гвозди и клей. На заводах и фабриках для каждой операции есть отдельная машина, но автомат никогда не сможет обеспечить то же качество, какое дает ручная работа. Более того, это дает мне возможность контролировать производственные процессы на каждом этапе. После затяжки пара несколько дней остается на колодке, кожа запоминает форму, которую ей придали. Затем я удаляю гвозди и клею подошвы, набойки, стельки и готовлю обувь ко встрече с будущим владельцем.

Обувь — женское дело

Многие говорят мне, что обувное дело — не женское. Могу легко поспорить! Разумеется, сейчас, когда количество клиентов давно выросло настолько, что в нашей команде появились другие опытные мастера, взявшие на себя большую часть производственных процессов, мне все реже приходится брать в руки клещи и гвозди. Но без того опыта, который я получила на первых порах, было бы практически невозможно вникнуть в суть обувного мастерства так глубоко, как мне бы хотелось. Это, как и вся теория без практики — на бумаге хорошо, а в жизни сплошные сюрпризы.

Сейчас мы можем сделать 25-30 пар в неделю, поэтому выходим за рамки работы с индивидуальными заказами, начинаем отшивать разные модели готовой обуви для выставок, фестивалей и шоу-румов. Пробуем разные варианты и пока ищем подходящее нам место, где клиенты смогут в удобной обстановке примерить все и найти что-то по своему вкусу.

Стартовый капитал для начинающих

Со стартовым капиталом лично у меня не сильно сложилось. Я начинала обучаться обувному мастерству, когда еще работала на корпорацию, у меня была неплохая стабильная зарплата, к тому же, работал еще и муж, не было ребенка. Поэтому на мое увлечение уходили свободные деньги и накопления.

После увольнения я воспользовалась государственной программой помощи предпринимателям, желающим открыть свое дело. В 2015 году при защите бизнес-плана выплачивали достаточно приличную сумму — около 45 тыс. грн (поскольку вся зарплата у меня была официальной, то и сумма, в соответствии с ней, получилась нормальная. Отмечу, что людям с «белой» зарплатой менее 4 — 5 тыс. грн не стоит рассчитывать на огромные выплаты). Этой суммы мне хватило на покупку б/у оборудования, первой партии колодок и небольшого количества расходных материалов.

Вскоре после увольнения я забеременела, выплату получала уже на пятом месяце, но продолжала потихоньку работать в свое удовольствие в домашней мастерской. Встречалась с заказчиками в их офисах, в коворкингах и торговых центрах. Это помогало сэкономить на аренде и не нужно было тратить время и силы в преддверии рождения дочки.

Важность партнерских инвестиций

Зарабатывала я на индивидуальных заказах понемногу, однако сразу вкладывала все заработанное в дело. Вопрос об инвестициях встал остро, когда мы поняли, что топчемся на одном месте. Такой момент наступил, когда дочке Лизе исполнился год. Повезло, что у нас нашелся хороший друг, который смог под небольшой процент одолжить денег для дальнейшего развития. Мы смогли позволить себе оплачивать работу мастеров, закупили хороший запас кожи, несколько размерных рядов колодок разных фасонов, начали тратить деньги на продвижение нашего бренда.

Сейчас, если подытожить, мы вложили суммарно $12 — 13 тыс. Возможно у тех, кто соберется открывать свое дело в этой сфере, получится иная сумма, мои расходы пришлись на период постоянного изменения курса доллара и ситуации в семье.

Пока что на самоокупаемость мы не вышли, поскольку с того момента, как получили заем, прошло всего несколько месяцев. Ну и некоторые процессы идут не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Бизнес отличный, в нем хороший потенциал, учитывая глобальный интерес ко всему made in Ukraine, а так же спросу на трендовые и качественные вещи. Ожидаем наступления момента окупаемости через 9 — 12 месяцев, если нигде не облажаемся, грубо говоря. Трудность в том, что для всех нас это первый подобный опыт, а спросить совета особо не у кого, поэтому доверяем интуиции и учимся на ошибках.

«Сарафанное радио» наше все

Самым первым каналом продвижения стало, как ни банально, «сарафанное радио». Друзья в очередной раз удивлялись новостям обо мне: «Как, обувь? Сама?» Они интересовались, рассказывали знакомым. К «сарафанному радио» практически сразу добавился Facebook. Я постила информацию у себя на странице, позже завела страничку бренда. Instagram не шел, да и сейчас мы с ним в довольно «прохладных» отношениях, хотя я понимаю, что канал очень перспективный. Приходится учиться, много читать и изучать этого «загадочного зверя», поскольку ведение бизнес-аккаунта это не просто фоточки постить с едой и селфи. Это настоящая работа, отнимающая много времени и усилий, но нужная.

После привлечения инвестиций, у нас стало больше моделей, фотографий, появился выбор готовых пар, тогда и возникла более острая необходимость в активном продвижении, и мы начали сотрудничать с шоу-румами, участвовать в выставках и маркетах. Самым интересным для нас пока остается «Всі.Свої», поскольку там все мероприятия разделены на темы и приходит аудитория, четко знающая, что ей нужно. Другие маркеты собирают весь хендмейд от бус и до колбас, поэтому для нас такие мероприятия особого успеха не имели.

В итоге могу сказать, что конкретно для нас на текущий момент самым лучшим в плане продвижения было именно участие в маркетах, «сарафанное радио», сотрудничество с блогерами в Instagram.

Как рассчитать себестоимость и маржу

Мы используем только итальянскую кожу от проверенных поставщиков, не экономим на подкладке. Вообще, стараемся поддерживать высокий уровень качества, поэтому себестоимость каждой пары достаточно высока. Поначалу я не задумывалась над конкретными величинами, было просто: полученные за обувь деньги минус расходы на производство, оставшаяся сумма и была доходом. Но по мере роста приходится считать все больше, появляются расходы, которых ранее не было, вроде затрат на продвижение, возврат займа, оплата фотографам, моделям для фото и видео и пр. Поэтому такие затраты сейчас включаются в себестоимость каждой пары, немного пришлось поднять цену на обувь, хотя подорожание составило около 10%. Ну и расчет, в общей сложности, остался похож: розничная цена — себестоимость, просто мы лучше понимаем, что кроется за этими цифрами.

Мы понимаем, что ручная работа не может сравниться по цене с фабричной, ведь на нее затрачено больше времени и сил, поэтому пока средняя цена на туфли составляет 2300 — 2500 грн, полусапожки – 3000 — 3500 грн.

Давать больше, чем скидку

Скидки мы делать любим, стараемся не жадничать. Всех клиентов, кто шил обувь по индивидуальному заказу, я помню. Им всегда приятно предложить особые условия на следующий заказ. А теперь, когда нас начали потихоньку узнавать после участия в маркетах и рекламных кампаниях, мы регулярно даем ощутимые скидки на разные пары. Обычно это 10-20% в сезон, 30-35% в конце сезона. Максимум давали 50% на тотальной распродаже, а еще были скидки «за улыбку», когда на одном из маркетов с утра посетители ходили хмурые и без настроения. Можем себе позволить такие поступки — это один из плюсов нашей работы. Так что скидки пока без особой системы, но четкая программа лояльности обязательно будет. Кроме того, мы всегда без исключения стараемся общаться с людьми с позитивом и заряжать их своим хорошим настроением, а это запоминается даже больше, чем скидка!

Фото из личного архива Ирины Бондарь

— Читайте также: Последовательная сознательность: Этап «Энергосбережение»