Вечная невеста Тарсила ду Амарал

История жизни художницы бразильской школы "каннибализма"

01.09.2015

Эллочкой-людоедкой назвать эту талантливую и плодовитую художницу из Бразилии вряд ли бы кто-то решился, несмотря на узнаваемый драматический имидж родом из 20-х годов. Тем не менее, эта красивая женщина имеет прямое отношение к каннибализму. По крайней мере в том понимании, в котором ее муж бразильский поэт Освальд де Андраде изложил это в «Манифесте каннибала».

Тарсила родилась в семье богатого кофейного плантатора 1 сентября 1886 года в Капивари, Бразилия. Девушка увлекалась живописью, свою первую картину «Святое серце Иисуса», исполненную во вполне классической манере, она написала в Барселоне в 1904 году, где находилась с родителями. Как добрая католическая дочь, она вернулась с семьей из Европы в Бразилию и там вышла замуж за Андре Тейшейру Пинто, от котрого родила свою единственную дочь Дульсе. Брак, однако, продлился недолго – после развода Тарсила полностью посвятила себя живописи. Консервативные направления не привлекали ее, поэтому в Париже в начале 20-х годов она познакомилась с другой бразильской художницей – Анитой Малфатти и начала рисовать в стиле кубизма. В Сан-Паулу Тарсила вошла в группу писателей и художников-модернистов, группу Пяти, куда входили и подруга Анита и будущий муж поэт Освальд де Андраде.

Tarsila

Интерес к архаике и примитивизму подтолкнул Тарсилу к изучению бразильских народных традиций. Тарсила охотно иллюстрировала книги супруга (в 1926 году поэт и художница поженились, для чего отцу Тарсилы пришлось выхлопотать от католической церкви аннулирование первого брака дочери). Успех Тарсилы как художницы был общепризнан, ее и супруга принимали в лучших домах Бразилии. Родная страна, с ее буйными красками и людским многоцветьем стала главной темой картин художницы. Курсируя между Сан-Паулу и Парижем Тарсила вдохновилась работами сюрреалистов и вот, в один прекрасный день она написала картину в подарок ко дню рождения мужа.

Освальд пришел в восторг. Он сказал, что на картине нарисован людоед. И что этот людоед – Бразилия. В том смысле, что Бразилия как молодая, сильная и устремленная в будущее страна пожирает и поглощает доминирующую, устаревшую культуру Европы. Идея настолько захватила Освальда, что он тут же написал «Манифест каннибала». Тарсиле тоже понравилась концепция Бразилии как нового мирового культурного лидера и она увлеченно писала «людоедские» картины, где изображала придуманные пейзажи и невиданных животных.

В 1929 году в Бразилии прошла первая персональная выставка Тарсилы ду Амарал, а следом за ней грянул кризис на Нью-Йоркской фондовой бирже. Началась Великая Депрессия. Отец Тарсилы потерял свое состояние, а молодой муж поэт-«людоед», в соответствии со своими же принципами, «пережевал и выплюнул» бедную Тарсилу, уйдя от нее к 18-летней студентке.

Тарсиле пришлось пополнить ряды рабочего класса. Следующим ее спутником жизни стал врач-коммунист Сезар Осорио, который вел с ней просветительскую работу и агитировал за классовую борьбу. Тарсила увлеклась идеями бойфренда настолько, что в 1931 угодила за них на месяц в тюрьму. Больше в политике Тарсила не участвовала, но интерес к социальным темам у нее остался, с тех. пор простой люд Бразилии часто появлялся на ее картинах. В середине 30-х Тарсила ду Амарал вышла замуж за писателя Луиса Мартинса, который был вдвое младше ее: романтичный той-бой и зрелая женщина-вамп жили долго и счастливо 18 лет. Потом Луис тоже ушел к «женщине помоложе».

Тарсила ду Амарал продолжала оставаться одной из главных фигур бразильского модернизма. В 1964 году приняла участие в Венецианской выставке Биеннале. Умерла в 1973 году и была похоронена в белом, как вечная невеста. Ее именем назван кратер на Меркурии.

- Читайте также: Фрида Кало: «Надеюсь никогда не возвращаться»