Виталий Ивахов: «Дизайн — это и есть основная бизнес-стратегия»

Инсайты серийного предпринимателя, спикера Get Business Festival

Серийный предприниматель Виталий Ивахов за долгие годы в бизнесе научился выявлять потребности заказчика и составлять из разрозненных «хочу» клиента четкое техническое задание. В рамках Get Business Festival он объяснил, зачем улучшать дизайн своего продукта не только с точки зрения функциональности, а и с точки зрения его эстетики и эмоциональной составляющей.

Так получилось, что я в своей жизни связан с мебельным бизнесом, с кофейным бизнесом, а еще у меня есть хлебопекарня. Когда меня спрашивают, почему все бизнесы разные, я отвечаю, что это все про хороший вкус. В малом бизнесе нет кучи тысяч долларов, но там есть горящие глаза людей, которые хотят изменить мир вокруг себя. Помощь менеджменту — еще одна штука, которая мне очень нравится в МСБ.

Дизайн и моделировании бизнеса

Для того, чтобы построить успешный бизнес, вам надо определиться с основными понятиями.

Визия (амбициозная мечта лидера). Полярный путешественник-исследователь из Норвегии Рауль Амундсен всегда был для меня уникальным примером визионера. Он всегда хотел открыть Северный полюс. И он очень долго к этому готовился. Когда Рауль и его команда были практически готовы, Северный полюс уже открыли. Это был страшный облом. И тогда он решил открыть Южный полюс. Наверное, ему сказали: «Ты вообще нормальный? Ты видел, где этот Южный полюс?!». Вероятно, он ответил: «У Земли только два полюса и пока она вертится, все будут помнить тех, кто их открыл. Один открыли до нас. Я еду открывать второй, кто со мной?». Это все про мечту.

Миссия дает ответ на вопросы: кто ваш потребитель и что есть ваша компетенция? Уникальной является не одна компетенция, а их комбинация. На стыке этих понятий рождается понимание того, что будет вашим продуктом.
На какую боль мы отвечаем? Почему мы решили, что именно мы должны на нее отвечать? Каковы ваши опыт и знания? Что мы всей командой умеем делать лучше, чем другие? Ответы на эти вопросы и определяют, каким будет продукт.

Компания, которая хочет поменять мир и очень четко видит, для кого она хочет его поменять, для кого она будет работать каждый день и как она будет проявлять свои знания, — фактически, рациональную часть своего существования уже осмыслила, она уже готова к будущему.

Продукт. Продуктом является то, что отвечает на две вещи. Одна — потребности, боли (причем, под потребностью стоит понимать «потребление»,»пользование», а «требование», то есть то, что людям требуется, в чем они нуждаются). Вторая — компетенции вашей команды. Если вы не отвечаете на потребности, люди не очень активно покупают ваш продукт. Если у вас не хватает компетенций, потребитель уйдет к конкурентам.

Ценности — это то, что вы принципиально делать не будете. Ценности ограничивают, но они же формируют уважение к компании.

Стратегия — это план игры. Она не должна нарушать ценностей, напротив, должна им соответствовать. Разные компании могут заявлять одну и ту же миссию и пытаться обслуживать одного и того же потребителя. Но дело в том, что у каждой из компаний будет разная стратегия.

Например, когда вы покупаете яблоки на рынке у бабушек, чем вы руководствуетесь? На вас действуют стратегии бабушек. И даже самая нелепая бабушка с самыми невероятными яблоками все равно имеет какого-то покупателя. Если нет, она пропадает с рынка. Все потому, что люди на самом деле обращают внимание не на то, что вы продаете, а на то, как вы это делаете.

Стратегия и ценности — это то, что отличает вас от других и делает узнаваемыми. Если вы как предприниматель поменяете свой стиль и свою стратегию, вы сразу же потеряете своих предыдущих покупателей. Но, возможно, вы найдете новых.

Дизайн как стратегия

Дизайн продает еду, книги, музыка машины. Дизайн — это и есть огромная добавленная ценность в эпоху постмодерна. Но в современном мире дизайн имеет большое значение. Иногда одна деталь способна изменить все. Дизайн — это не то, как вещь выглядит, это то, как она работает. Иногда это одно и то же. Например, однажды дизайнеры додумались, что людям неудобно наливать жидкость из большого сосуда в мерную кружку, потому что постоянно приходится отставлять большой сосуд, чтобы посмотреть, сколько уже налито. И сделали мерную кружку с диагональной маркировкой. Казалось бы, ничего не изменилось. Но люди в 95% случаев будут покупать именно такую кружку, потому что это удобнее. А у Maserati есть дизайн звука, такой характерный рев мотора. Хотя это не меняет сути, — автомобиль и есть автомобиль, — но в данном случае дизайн дарит эмоции, а эмоции продают. Поэтому дизайн — один из важнейших элементов бизнес-стратегии.

Подготовила Оля Полякова

Фото: ekonomika+

— Читайте также: Харизма: 7 книжок про яскраве лідерство

Мы в Facebook