«Всі. Свої» вместе с Музеем Голодомора и Pictoric представили витрины ко Дню вышиванки

«Своя вышиванка. Своя история»

Вышиванка — не просто традиционная украинская одежда. Это культурный код, месседж и источник информации о народе, который за свою тысячелетнюю историю пережил немало. По случаю Дня вышиванки «Всі. Свої» вместе с Музеем Голодомора и сообществом украинских иллюстраторов Pictoric разработали новые витрины, посвященные традиционному наряду. Главная цель проекта — напомнить о важности истории Голодомора-геноцида, который был направлен не только на уничтожение людей, но и на угнетение украинской культуры, языка и традиций, а также исследовать феномен вышиванки в прошлом и настоящем.

В витринах демонстрируется настоящая одежда наших предков, которая в 1932-1933 годах фактически помогла им выжить. Так, например, они обменивали вышитую одежду на стакан муки или горсть фасоли или, наоборот, берегли ее несмотря ни на что и передавали следующему поколению, как память об уцелевшем.

За всю историю наших витрин на Крещатике мы делали и социальные, и политические, и культурные коллаборации. Впервые в наших витринах — частица музея, которую визуально усилила команда иллюстраторов Pictoric. Вместе с Музеем Голодомора мы рассказываем о прошлом и настоящем вышиванки. Не носите старинные рубашки, не выбрасывайте их, лучше отдайте в музей, а себе выберите современную вышиванку от локального бренда, которая начнет вашу личную историю, – говорит основательница проекта «Всі. Свої» Анна Луковкина.

В рамках проекта витрины разделены на две части. В одной из них продемонстрированы аутентичные предметы украинской одежды из частных коллекций, а в другой — современные модели от украинских брендов. Фоном для одежды стали иллюстрации с украинскими традиционными орнаментами от Pictoric.

Концепция проекта призывает украинцев исследовать истории своих семей, посещать Музей и передавать на сохранение экспонаты, которые нам очень нужны. А также покупать вышиванки и возрождать популярность традиционной одежды. Команда музея верит, что о преступлениях нужно говорить так, чтобы никто никогда не позволил им повториться. В то же время мы хотим, чтобы о геноциде украинской нации говорили не только в ноябре, в День памяти, ведь, осознавая «вчера», мы можем обеспечить мирное и спокойное «завтра», — отмечает генеральный директор Музея Голодомора Олеся Стасюк.

Сопоставляя музейные экспонаты и современную одежду, мы наглядно демонстрируем ценность и актуальность украинских традиций. В то же время такой подход поощряет нынешнее поколение беречь свои вышиванки, которые через 100 лет также станут частью семейной истории.

Одним из направлений деятельности Pictoric является развитие украинской культуры. Поэтому мы были рады присоединиться к коллаборации с Музеем Голодомора и «Всі. Свої». В витринах магазина можно увидеть динамику вышивки, увеличенную в сотни раз. Такой масштаб дает нам понять, что вышивка на одежде не теряет актуальности до сих пор. Это определенный код, символ национальности, который мы несем и которым гордимся, — говорит сокураторка Pictoric Елена Старанчук. — Чрезвычайный план рассказать историю в витринах магазина. Благодаря этому прохожий сможет почувствовать, что каждый из нас создаёт свою историю.

Увидеть витрины, узнать больше о проекте и приобрести современные вышиванки можно по адресу Крещатик, 27. Экспозиция будет доступна до 30 мая. Также специально ко Дню вышиванки, который отмечается в этом году 20 мая, во всех магазинах «Всі. Свої», а также на vsisvoi.ua будет действовать скидка 20% на этнобренды при оплате картой Visa до 21 мая.