Выход из декрета – новая перспектива или тупик?

Почему в погоне за работой не стоит соглашаться на менее привлекательные условия

Татьяна Пашкина, HR-эксперт

Интернет пестрит тысячами статей про правильный выход из декрета. Большинство из них – в бодрящей тональности. Мол, не отставай от профессиональной жизни в декрете, надейся на лучшее, покажи энтузиазм, придумай, кто подстрахует с ребенком – и все будет супер.

Но мало кто пишет про то, как чувствует себя женщина, которая выходит из декрета, и что с этим можно и нужно делать. Одно уважаемое издание несколько лет назад опросило работодателей – как они относятся к женщинам, которые выходят на работу после рождения ребёнка? Один из ответов меня просто поразил:

…Работодатели испытывают тревогу и напряжённость, когда на собеседовании выясняется, что у женщины есть маленький ребенок, с которым она была дома после его рождения. К таким кандидаткам начинают относиться настороженно и предпочтение отдают другим — тем, у кого дети уже подросли, или тем, кто ещё не планирует заводить семью.

Я не буду продолжать цитату про то, что эта директор по персоналу предполагает, что женщина не сможет полноценно работать из-за переживания за малыша и из-за того, что за полгода в декрете забываются базовые офисные программы. Звучит диковато – но, к сожалению, это настоящая действительность рынка труда.

А как чувствует себя женщина, выходящая из декрета? Неужели у нее нет тревоги, напряженности и настороженности? Уж если работодатель не смог организовать бизнес-процессы так, чтобы избавиться от негативных последствий при возможном приеме на работу молодой мамы, что говорить о самой женщине, которая решила закончить декрет. Она оказывается в положении «один в поле воин».

Конечно, есть работодатели, которые признают, что молодые мамы по работе соскучились, и потому они более старательные работницы, и после ухода за малышом многозадачность у них «прокачана». Но иногда будущих мам «вытесняют» из компаний, чтобы у работодателя было меньше проблем с сотрудницей в декрете, и возобновление работы после декрета для такой женщины – двойной стресс. И тогда даже доброжелательный работодатель вызывает настороженность и тревогу.

К сожалению, высказываний работодателей о том, что долгий декрет – это «забаганка», не соответствующая реалиям бизнеса, в публичном пространстве много. И это формирует у женщин страх «засидеться в декрете и оказаться никому не нужной».

Женщинам всегда сложнее в поиске рабочего места. Материнство «дамокловым мечом» висит над головой каждой. До сих пор встречаются работодатели, считающие, что пока сотрудница не имеет детей – значит существует угроза беременности и декрета, а с детьми она будет постоянно на больничных и в отвлекающих от работы хлопотах. А когда дети подрастают, в ход вступает эйджизм – теперь женщина банально слишком взрослая для интересных вакансий.

Поэтому многие мамы стараются выйти из декрета, буквально покинув стены роддома. Не у всех это получается на 100%. В допандемический период видела несколько показательных случаев, когда зрелые мамы пытались выйти из декрета с малышом до года – но возвращались обратно. Пандемия с возможностью работать из дому чуть сгладила «последекретные проблемы», но полностью страхи и негативные ожидания так и не сняла.

Как же чувствует себя молодая мама в поисках работы

Чаще всего это неуверенность и страх, иногда с тревожностью или даже паникой – «я отстала от жизни, меня никто не возьмет на работу, мои знания устарели»… Дальше можете продолжить сами. Иногда это приводит к тому, что в погоне за возможностью трудоустроиться молодые мамы паникуют настолько, что соглашаются на маленькую зарплату, неудобные условия труда (например, работу по неподходящему графику, в офис или цех на другом конце города или в профсферу, которая в общем неинтересна). Как правило, они рассматривают такое трудоустройство как возможность зацепиться, иногда даже не предусматривая всех проблем и хлопот, которые в результате получают.

Например, у моей знакомой начальник на собеседовании ворчал, что молодые мамы чуть что – сразу бегут домой. И она сидела на работе, просто чтобы показать, что не хуже остальных. И досиделась до того, что ее вначале попросили выйти в субботу – помочь с закрытием полугодия (бесплатно, разумеется, для поддержания лояльности). Потом эти просьбы стали чаще – и работодатель был искренне удивлен, когда моя знакомая посмела на очередное предложение ответить отказом. Да еще и мотивируя это планами пойти в зоопарк с сынишкой. «Не ценишь ты работу!» — с укоризной сказал ей шеф. «Такую – нет!» — мысленно ответила моя знакомая и через пару месяцев сменила компанию.

Поэтому тревожность и неопределенность, на которую могут наслаиваться несбывшиеся ожидания – «вот на эту вакансию меня точно возьмут!» — это абсолютно нормальные в этой ситуации чувства, которых не нужно стыдиться, прятать внутрь, забивая их в психосоматику. Важно их осознать, уделить им место и принять решение, когда с ними стоит попрощаться – лучше ситуативно, чем по срокам. «Да, я ищу работу и могу столкнуться с предубеждениями работодателя. Да, меня это волнует и нервирует. И я могу раздражаться, гневаться или расстраиваться. Но я не буду переносить это на своих близких, потом этого стыдиться и заниматься самоедством. Я принимаю это чувство и постараюсь прожить его максимально экологично».

Точно так же волнение по поводу работы и напряженность адаптации на новом месте работы или на старом – это абсолютно нормальные чувства. Когда я выходила из декрета в новую компанию, абсолютно другой бизнес – я так переживала, что на меня нападал иногда приступ «нервного жора». И я грызла сухари. При этом за испытательный срок потеряла 5 килограммов – исключительно из-за переживаний на ровном месте. А на новогоднем корпоративе моя коллега мне призналась, что чуть не пришибла меня из-за хруста сухарей. К тому времени мы уже подружились, и все страхи были позади – поэтому только посмеялись. Но история запомнилась.

Абсолютно нормально, что на испытательном сроке вы чего-то не знаете, не помните или выполняете не на привычные 120%. Вот если вы косячите с завидной регулярностью – тут уже повод задуматься, а что стратегически вы делаете «не так», найти ошибку и придумать решение, а то и два. Это точно не повод для истерик, бессонницы, пищевых расстройств и прочих «радостей жизни».

Пандемия, с одной стороны, облегчила работу молодых мам, особенно для решения задач не в режиме «с 9 до 18», а «сегодня нужно сделать, завтра нужно сдать» — и неважно, вы задачу закончили в 17-55 или в 23-55, когда дома тихо-спокойно и можно все еще раз перепроверить. С другой стороны, адаптация в удаленных командах проходит сложнее и коммуникация может быть более проблематичной. Особенно в ситуациях, когда раньше можно было подойти к коллеге и ткнуть пальцем в монитор, а теперь приходится обмениваться скринами в мессенджере.  Поэтому неувязки и несогласованности разруливаются дольше – и это может вызывать дополнительные поводы для волнения.

Радует, что «красных директоров», которые воспринимали людей, как ресурс, а молодых мам – как ресурс неполноценный, с годами становится меньше. Да и молодые папы становятся более активными помощниками (хотя пандемия показала, что далеко не все и не везде). Поэтому и поводов для волнения становится все меньше.

Запасной вариант

Еще одним вариантом избежать негативных чувств, которые вызывает трудоустройство после декрета, является начало своего бизнеса. Не обязательно сразу свечной заводик. Мои бывшие коллеги отлично реализовали мечты, организовав свою кондитерскую, став фотографами, инструкторами по йоге и лечебной гимнастике, а о многих я и не знаю.  Для некоторых декрет стал периодом пересмотра ценностей. И, как справедливо заметила один из директоров по персоналу, – если ваш внутренний компас сместился в сторону семьи и детей, не нужно его отключать в угоду чужим ценностям. Возможно, монетизация хобби или приобщение к какому-то другому бизнесу будет не только приносить деньги, но и давать позитивные эмоции, несоизмеримые с «работой на дядю».

Поэтому нужно помнить – паника начисто отключает возможность не только креативного, но и логического мышления. Так что беспокойство – это вполне «подходящее» для важной жизненной ситуации чувство, но не нужно «откармливать» его до удушительных размеров. Гораздо лучше признать его наличие и, «подхватив под мышку», рассмотреть все варианты карьерных перспектив, оценить их плюсы и минусы, выработать план (а лучше несколько) и двигаться вперед. Это гораздо приятнее «хождения по кругу», подгоняемого вопросом «что сегодня я сделала не так? почему у меня ничего не получается?» и антиаффирмациями – «у меня ничего никогда не выйдет», «мир враждебен ко мне», «когда следующий отказ?» и т.д.

Одна моя бывшая коллега устроилась к нам на работу ассистентом руководителя, будучи дамой 45 лет, с тремя детьми – в общем, не лучший кандидат, если подходить формально. При этом у нее был потрясающий опыт административной работы и свободное владение несколькими языками. Именно это не только «устроило» на работу, но и «посадило» в директорское кресло. Потому что в своем возрасте и семейном положении она чувствовала себя абсолютно естественно и спокойно. Так что отбрасываем ложный стыд материнства и живем дальше долго и счастливо. Иначе никак.