Обучение за океаном сейчас не является чем-то сверхновым и удивительным, да и попасть в школу в Канаде или США не так уж и сложно при определенных обстоятельствах и возможностях. Правда, школа эта может быть далека, очень далека, от того идеала, который мы рисуем в своем воображении. Так случилось с 17-летней школьницей из Киева Софией Оноприенко. О первом разочаровании, самостоятельных поисках учебного заведения и о том, как все же выглядит канадская школа мечты, — она рассказала нам в интервью.
Соня, расскажи, почему ты решила поехать учиться в Канаду?
Еще в детстве, насмотревшись американских фильмов, я подсознательно знала, что когда-то я уеду получать образование за рубежом. В седьмом классе со мной случилась первая любовь. Мы были знакомы 10 лет, а потом он уехал учиться в другую страну. И для меня стало открытием, что серьезно задуматься о своем образовании да еще и уехать учиться за границу можно гораздо раньше поступления в университет. Я до сих пор ему благодарна за такой крутой толчок, ну и себе, конечно же, за то, что направила этот толчок в правильную сторону. Поиском школы я занималась сама. Не боялась получать опыт разъезжая по выставкам зарубежных школ в Киеве, много общалась с их представителями и научилась презентовать себя. Мои родители понимали, что не смогут обеспечивать крутые частные школы, но не останавливали. Сказали: «Это твоя мечта, иди к ней, но помни, что учиться нужно так, чтобы тебе за это доплачивали». Это стало их коронной фразой и моей первой мотивацией, чтобы получить стипендию.
К тому же, я свободно владею английским и французским, и подумала, что в Канаде смогу полностью раскрыть свой потенциал. Эта страна была для меня загадкой, я мало что о ней знала и, скорее всего, именно поэтому туда тянуло.
Как ты выбирала учебное заведение?
Из-за того, что я так мало знала о Канаде, я ее идеализировала, и казалось, что это просто страна-мечта. Я не знала, что конкретно нужно делать, и хваталась за все подряд. Мне очень не хватало человека, который мог бы рассказать мне все то, что нужно знать перед тем, как туда ехать. Человека, который не был бы привязан к одной из компаний, помогающим поступить, и говорил честно, без призмы собственной выгоды. Именно поэтому сейчас я занимаюсь созданием своего влога на YouTube, чтобы стать проводником в мир крутого образования для других, а пока делюсь своими открытиями на страничке в Facebook.
Останні новини
Те компании, которые работают с образовательными программами из Украины, предоставляют те школы, которые им выгодны. Они не дают полный спектр школ, которые находятся в Канаде. В первой школе мы попали на большой обман. Школа была сфокусирована на легкое получение аттестата, преподаватели были русские, а сама школа была похожа на сарай посреди торгового центра. У меня еще ушел год на поступление в школу мечты, на этот раз самостоятельно, и я увидела, насколько бесконечны возможности, когда проделываешь работу сам. Для примера, в одной из школ мне сразу отказали, сказав, что у них нет мест, но я попросила о встрече и в итоге они предложили не только стать их студенткой, но и стипендию. Я поступила в десяток школ, если не больше, но не везде хватало мест. Но вес же несколько школ выделили стипендии и тогда пришел мой черед выбирать.
И какая она — школа мечты? Как ты ее выбрала?
Все топовые школы Канады очень похожи. Студенты ходят в школьной форме, очень строгие правила, интенсивная учеба, 150-летняя история, традиции просто зашкаливают… Заходишь в замок, и у тебя мурашки по коже, как будто в Хогвартс попал! Школу выбрала по внутреннему чувству. Я шла по школе и чувствовала, что студенты тут счастливы, а это оказалось очень важным, особенно когда большое количество энергии уходит на учебу.
Опиши ее.
Школа находится в двух часах от Торонто. Это огромная территория около озера. У нас есть свой лес, где мы катаемся на нордических лыжах. На улице мы проводим времени больше, чем в помещении, даже зимой в -30. Кампус, — словно отдельный город, где есть все, даже парк для сноубордистов, построенный одним из студентов, веревочный парк, ферма пчел, ну и магазин с органическими снеками и тематическими свитерами. Школа следит за питанием, ведь у них есть возможность привить нам правильные привычки за те четыре года, пока мы учимся. Между собой мы называем школу сектой, потому что, если ты туда пришел, уходить не хочется. Перед каникулами все рады ехать домой, но слез много, поскольку это наше любимое место с любимыми людьми. А каждый день моей маме стоит больших усилий забрать меня домой в 10 вечера, при том что я часто приезжаю к 7-8 утра.
Что помогло тебе поступить и получить стипендию, как считаешь?
Мне нужно было написать мотивационные эссе «Почему я хочу в эту школу» и «Почему я достойна стипендии», а также предоставить оценки. Но самое важное — это интервью, во время которого в школе узнают о твоих интересах, чего ты хочешь от жизни, какие у тебя в голове есть проекты. Если ты приходишь в эту школу, значит ты хочешь что-то изменить, и знания, полученные здесь, должны в этом помочь. Помню, я сказала, что хочу учиться среди студентов, которым интересно учиться, потому что они имеют в голове осознание зачем им это, а не просто являются бездумными исполнителями, делающими то, что скажет учитель. На момент интервью я была заинтересована в дебатах. Мне было интересно все, что связано с политикой. Но на протяжении учебного года мои интересы изменились, во многом благодаря тому, что школа дает нам возможности очень много пробовать. Я, к примеру, заинтересовалась нейропсихологией и уверена, что дальше буду раскрывать свои интересы еще больше. Учимся мы много, но есть время почувствовать себя и понять, чего на самом деле хочется от жизни.
Как происходил процесс адаптации к стране, укладу, людям? Там наверняка собрались ребята со всего мира.
О да, только в моей школе 360 учеников из 45 стран! У нас есть маленькая церковь при школе, где мы собираемся каждое утро, но так как мы все разных национальностей, то мы просто поем, и это круто настраивает на учебный день. Как-то раз, во время обострения конфликта с Россией из-за инцидента с кораблями в Керченском проливе, я взяла парня из Санкт-Петербурга и мы, держась за руки, прочли молитву в центре церквушки. Каждый поддержал нас, молясь на своем языке.
Сложно было адаптироваться к тому, что в Канаде холодно. Семь месяцев зимы — это не так уж и просто. Еще приходилось привыкать к стилю, я все-таки продолжаю одеваться по-европейски, так и не смогла переключиться на черные лосины и толстовки, которые там носят все. В Канаде люди думают в первую очередь о комфорте, а не о том, чтобы как-то себя вычурно показывать. Поэтому, приезжая в Европу, я наслаждаюсь стильными людьми, а в Канаде тем, насколько они преданы естественной красоте. Отдельного разговора заслуживает еда. Я обожаю нашу украинскую кухню и сырниками на каникулах дома просто объедаюсь. В Канаде же нет какой-то традиционной кухни, единственное — это пути́н (картошка фри с сыром и соусом). Так вот, я пришла в школу с трехразовым питанием, и скажу вам честно, считаю, что этим поварам нужно давать звезды Мишлен. Поэтому меня чрезвычайно удивляли дети, которые кривились над этой едой. Как так? Вас тут кормят креветками, спагетти, панкейками с голубикой, — почему так? В общем, я выступила с речью на одном из школьных собраний и показала фотографии, как питаются в украинских государственных школах, объяснил,а насколько им повезло и что это надо ценить. Школа заметила мои лидерские качества. Для начала я стала одним из лидеров класса, потом меня начали отправлять на большую часть конференций в разных городах Канады и США, а в конце года наградили за энтузиазм и вклад в сообщество школы.
Не боялась, что тебя посчитают выскочкой?
Этот страх был у меня весь год. Но потом ко мне подходили студенты со словами поддержки, которые сказали, что я очень смело выступила. Я тогда почувствовала, насколько для некоторых детей может быть сложным выйти на сцену и высказаться. Но были студенты, которые до конца года меня отталкивали. Вот, кстати, я адаптировалась еще и к тому, что учусь среди очень талантливых детей. Каждый день — это батл. В каждом классе тебе нужно бороться, чтобы быть успешным. Школа — это мой дом, я обожаю этих людей и это место, но не было и дня, когда бы я чувствовала себя абсолютно комфортно.
Как выглядит твой распорядок дня?
Я встаю рано. Зимой для того, чтобы прочесть книгу, потому что это единственное время, когда я могу читать, или для того, чтобы доделать какое-то домашнее задание. Весной, осенью и летом утро использую для спорта. Потом собрание всей школы в той самой церквушке, чтобы получить важную информацию.
Уроки длятся в среднем по 75 минут. На занятиях у нас очень много проектной работы. Особенно люблю уроки английского, когда за круглым столом мы обсуждаем какую-то книгу или статью. Ну а после уроков начинается настоящая школьная жизнь. Каждый учебный день, кроме воскресенья, всегда есть занятия спортом (яхтинг, альпийские и нордические лыжи, верховая езда, гребля и еще 30 других видов спорта), дважды в неделю арт-клубы (глина, рисование, фотография, дебаты, роботостроение и еще много всего).
Я, к примеру, принимала участие в постановке мюзикла Mamma Mia! и мы приходили на репетиции в девять утра и заканчивали около шести вечера. И такое времяпрепровождение считается не менее важным, чем какие-то предметные уроки, потому что школа уделяет внимание именно целостному развитию. Учителя здесь никогда не будут тебя оценивать по твоим баллам. Они как раз те люди, которые, когда ты весь трясешься перед экзаменом, могут сказать: «Пойди погуляй с друзьями, проведи время с семьей или сходи на озеро. Это самое важное, что сейчас есть в твоей жизни».
Предметы вы выбираете сами?
Да. С каждым годом у нас все меньше тех предметов, которые нужно обязательно изучать, и все больше тех курсов, которые мы выбираем сами. Например, есть студенты, который берут полный спектр арт-программ, а я изначально выбрала себе АP-курсы (это курсы равные первому курсу университета) с направлением в science, а потом сменила на те, что ближе к социологии. Если ты чувствуешь, что идешь впереди планеты всей, можешь усложнить себе жизнь и взять двойную нагрузку по нескольким курсам, выбрав АР. Я взяла пять, но потом поняла, что я хочу еще пожить немножко.
Коммуникация, социология — это то, чем ты хочешь заниматься в будущем?
Да, я не хочу быть человеком, который просто сидит в офисе. Я хочу путешествовать по миру, смотреть как себя позиционируют успешные системы образования. Все это собирать, анализировать, а потом правильным образом адаптировать для нашей украинской культуры. Я хочу иметь дело с людьми, общаться на конференциях и встречах, как раз таких, как у меня планируется в августе. Я приду в школу, в которой училась тут в Киеве, и поделюсь своими инсайтами об обучении, — тем, что, на мой взгляд, мотивирует студентов, а что демотивирует. Меня будет слушать более 100 преподавателей и это большая честь, поскольку всего два года назад они были теми, кто поддержали мое стремление учиться в Канаде и здорово помогали. А в будущем я очень хочу работать с Украиной, потому что люблю нашу страну и чувствую, что здесь есть огромный потенциал для роста и талантливейшие люди.
Чему вас учат педагоги в Канаде?
Тому, что ты как человек важнее всего. Сначала ты, потом твоя семья и окружение, а дальше все остальное. И в нашей школе 9-10 классы рассчитаны на то, чтобы ты создал себя, а потом только начал обогащать свое комьюнити, помогая в разных сферах. Например, у нас был один день, когда мы шли по городу и раздавали людям цветы и шоколад.
Учителя не учат нас информации как таковой, они учат ее находить и обрабатывать, задавать вопросы автору книги, которую читаем (все книги мы читаем с карандашом в руке). Вообще, задавать вопросы всему, что происходит в мире, и не быть ведомыми. И еще они учат нас правильных ценностей в жизни и являются примером того, как можно быть успешным. К учителям мы испытываем огромное уважение, потому что они слышат наши желания, видят таланты. Например, в этом учебном году трое студентов рассказали, что имеют навык управления парусными лодками и готовы обучить желающих студентов. Я была одной из них, и школа закупила парусные лодки!
Ребят с лидерскими качествами школа отправляет на разнообразные конференции. Они как-то услышали, что я мечтаю учиться в Гарварде, и дали мне стипендию на поездку в университет, где нас встретили выпускники моей школы, которые сейчас там учится. Те, в свою очередь, узнав, что я занимаюсь созданием блога, подводили меня к разным спикерам после лекций, чтобы я записала интервью. А мой друг, графический дизайнер, получил тему, на которую должен создать произведение искусства. И школа спонсирует все нужные материалы. Когда же он создаст свой проект, то получит дополнительную стипендию на личное развитие в этом направлении.
Насколько процесс обучения технологичен?
Начнем с того, что у нас есть 3D- принтеры, специальная комната, где фотографы могут проявлять свои фото, и каждый студент должен был купить макбук. И не было ни дня, чтобы я им не пользовалась. В классах есть интерактивные доски, преподаватель пишет на ней информацию, а дальше она загружается на сайт школы. Лекции, комментарии к своим работам, домашние задания — все можно посмотреть онлайн. При этом у каждого есть свой личный кабинет, так что ты не можешь посмотреть оценки других студентов.
Ты упомянула, что в вашей школе учатся представители 45 стран. Как обстоят дела с толерантностью и инклюзивностью?
Не могу сказать, что у кого-то когда-либо были с этим трудности. Ты попадаешь в эту разность культур и понимаешь, какое же это богатство! У нас есть студенты, которые относят себя к ЛГБТ-комьюнити, и если им нужна поддержка, с ними работает отдельный психолог. Есть ребята, которые живут с различными ментальными расстройствами, и они тоже находят полное взаимопонимание и поддержку.
Да, школа не заставляет дружить со всеми, но директор регулярно выступает со спичами о важности доброты. Ну и дружить это в наших интересах, поскольку все ребята очень интересные.
Ты в своем Facebook посвящаешь посты экологичному образу жизни. Что вам рассказывают о проблемах экологии в школе?
В Канаде все начинается со связи человека с природой. Мы живем в доме и возле нас три парка. Куда ни шагнешь, там ходят гуси, тут утки летают. И ты на все это смотришь и думаешь: «Как я могу не любить это?» И из какой бы ты страны ни приехал, не позволишь себе бросить туда мусор.
У нас в школе раздают награды за различного рода волонтерства. Вместо необходимых 40 часов я заработала 110. Я занималась с детьми, а еще ходила с одноклассниками по городу и собирала мусор. Жители были в восторге, видя, как студенты элитнейшей школы Канады подбирают бумажки с тротуаров.
Темы экологии поднимаются на уроках, где мы смотрим фильмы, плюс пары географии или строения человека у нас проводятся на свежем воздухе.
В школе есть клуб LЕАF — это лидерский клуб помощи всему живому и прекрасному. Они регулярно устраивают День экологии, когда в столовой только вегетарианская еда и десерты. Когда утро начинается с того, что ты переплываешь озеро на каноэ или в 5 утра идешь с группой друзей и директором школы посмотреть рассвет, разве можно не влюбиться в природу? В итоге все складывается в идеальную паутину: фильмы, рассказы учителей, волонтерство, — и ты уже хочешь изменить свои привычки, отказаться от каких-то продуктов (например, красного мяса), перестать юзать пластик или же экономить воду при принятии душа.
Что тебя удивило в школе в первый год особенно и что продолжает удивлять до сих пор?
В конце года у нас была неделя экзаменов с очень интенсивной подготовкой. Все очень строго, как в фильмах, огромные залы, все сидят по-одному, между рядами ходят учителя, шутят с тобой, раздают шоколад, но ты все равно напряжен. И, несмотря ни на что, эта неделя была одной из лучших недель в моей жизни. Было очень тяжело морально и физически ко всему этому готовиться, но каждый день после экзаменов открывали пирс на озере, там есть каноэ, борды, яхты парусные, и мы в любой момент могли пойти кататься с друзьями. Школа дает возможность наслаждаться своей юностью. В этой школе я нахожусь «здесь и сейчас» и могу на весь день забыть о телефоне.
Точно идеальная школа! Но есть что-то чего тебе там не хватает из украинской системы образования?
Я училась в государственной школе в Киеве, в частной и во французской, и весь тот опыт, который я получила, дал понимание, что круто, а что — нет.
Украинская система образования способствует тому, что наши студенты умеют бороться и они креативны. Мы умеем бороться, потому что перед нами ставят такие преграды, которые могут либо сломать, либо дать огромный толчок к действиям. Например, мне в государственной школе учительница сказала, что я никогда не буду знать математику. Я жила с этим вызовом несколько лет! А сейчас в моей канадской школе я единственная написала финальный экзамен на 100%! Наши украинские студенты, приезжая в любую страну, способны найти выход из любой ситуации. В этом заключается креативность.
Какой совет ты бы дала тем ребятам, которые хотят учиться за океаном?
Первое — уметь фокусироваться на каких-то конкретных вещах, которые нравятся. В чем-то обязательно нужно стать профессионалом, в каком-то виде спорта или арта. Это очень понадобится, потому что приедешь в школу в Канаду, где каждый успешный в чем-то своем, и придется с ними конкурировать. Но при этом нужно развиваться всесторонне и не бояться пробовать новое.
Второе — узнать как можно больше фактов о стране, куда вы собрались ехать учиться, и желательно из разных источников. И не каких-то банальных фактов а-ля в Канаде вкусный кленовый сироп и живут белые медведи, а что-то действительно нужное и относящееся непосредственно к вашему регионе и учебе. А вообще, лучше поехать и увидеть все своими глазами. Ко мне часто приезжают друзья из Украины и мы вместе ездим по школам, университетам, чтобы восхититься и получить дозу мотивации к хорошей учебе.
Третье — наслаждаться процессом. Учеба, действительно, очень интенсивная, но как я и подметила вначале, студенты счастливы и это отражается на общей атмосферк. Создайте себя как интересного, разностороннего человека и тогда ваши открытия в новой стране и образовательной системе станут по настоящему life-changing.
Беседовала Таня Касьян
Фото из личного архива Софии Оноприенко