Зачем детям право выбора

Почему научиться выбирать - важно для умения принимать решения

02.10.2015

Если бы вам день-деньской говорили, что и как вы должны делать, не оставляя даже маленьких дел на ваше усмотрение, что бы вы сделали? Взбунтовались? Или послушно выполняли, что говорят, боясь наказания? А теперь подумайте, к чему приведет лишение свободы выбора у ваших детей. К бунту и разрыву отношений с родителями или к апатии и неспособности брать на себя ответственность. Вот как учить детей выбирать и принимать последствия своего выбора.

Психологи из Университета Восточного Мичигана отмечают, что для детей возможность выбора является основополагающим фактором развития и укрепляет следующие стороны личности.

Чувство контроля

Всем людям нужно чувствовать, что они контролируют себя и свою жизнь. Конечно, маленькие дети не могут быть полностью независимы, потому что они многого просто не умеют и не знают. Однако, после первого года жизни ребенок должен разрешить конфликт между автономией, стыдом и сомнением. Дети, которые автономию не развивают, остаются зависимыми от взрослых или от сверстников. А это ведет к неуверенности в своих силах и к нежеланию осваивать новые знания, ведь это всегда риск неудачи, за которую накажут. Вдобавок такие дети склонны испытывать неприязненные чувства ко взрослым, которые слишком уж ограничивают их свободу выбора. Конечно, научиться быть автономным и уверенным в себе требует времени и практики. Достаточно разумно предоставлять детям свободу выбора для того, чтоб они тренировались быть независимыми и ответственными, в то время как взрослые ограничиваются наблюдением за безопасностью и здоровьем ребенка.

paperairplanekid.0

Самооценка

Дети способны пережить неудачу или последствия неправильного выбора вполне спокойно, но только тогда, когда они позитивно воспринимают самих себя. Тогда они могут сделать что-то не правильно, оценить последствия, переосмыслить ситуацию или задание и сделать новый выбор. Это возможно, только если вы не будете критиковать ребенка за то, что он что-то сделал самостоятельно не так. Пролил сок из пакета мимо чашки на пол? Выдавил слишком много пасты на зубную щетку? «Смотри-ка, вылилось. Я принесу тряпку и мы вытрем вместе». Этого достаточно, чтобы ребенок попытался сделать то же самое по-другому, делая свой собственный выбор.

Родителю только нужно постараться не называть «выбором» плохое поведение ребенка. «Ну, ладно – ты сам выбрал/напросился/очень плохо это придумал!» – часто в гневе говорят родители, считая намеренным плохое поведение детей. Следует помнить, что так же, как и взрослые, дети часто не осознают, что поведение можно выбирать. Иногда плохое поведение объясняется необходимостью удовлетворить потребность, имитацией поведения других людей, проявлением инстинкта, например, самозащиты. Если мы гневно осуждаем плохое поведение ребенка, обвиняя его в плохом выборе, мы просто говорим ему, что он плохо умеет выбирать и запутываем его. Как следствие, у ребенка занижена самооценка и сознание того, что принимать решения – слишком рискованно!

Развитие познавательных способностей

Принятие решений – часть проблем-солвинга. Столкнувшись с проблемой выбора ребенок создает новые уникальные комбинации мыслей и идей. До того, как научиться принимать мудрые решения, детям нужно научиться конвергентному мышлению: линейному и поэтапному выполнению задач, знать верный ответ или ожидаемый результат, а потом и дивергентному творческому мышлению, способности видеть многообразие решений. Если родители ждут от подростков разумного выбора по поводу сексуальной жизни или употребления алкоголя, то следовало бы учить детей делать выбор в раннем возрасте.

deti_melanholikiОтветственность

Когда дети недовольны последствиями своего выбора, взрослые часто пытаются утешить их, нейтрализуя последствия. Например, в детсаду Алиса так увлеклась игрой в «кухонном» уголке, что не нарисовала открытку с блестками. Когда было уже время собираться домой, она расстроилась, что не сможет принести домой красивый рисунок. Воспитательница могла бы предложить ей выполнить работу на скорую руку, но она сказала: «Алиса, ты выбрала игру в «кухонном» уголке, потому у тебя не осталось времени на рисунок, сейчас мы уже убрали бум агу и фломастеры. Ты сможешь сделать его завтра, если вовремя об этом вспомнишь». Таким образом девочка учится принимать последствия своего свободного выбора. Воспитательница предложила ей помощь на следующий раз, таким образом Алиса знает, что ее поддержат в выборе в следующий раз.

Минимизация конфликта

Одним из последствий предоставления выбора ребенку является минимизация конфликта между детьми или между детьми и взрослыми. Дети часто не имеют выбора в том, чтобы ходить в садик или школу, в вопросах здоровья или гигиены, поэтому постоянный диктат и в вопросах, касающихся их интересов или нужд может привести к бунту и слезам, в итоге детей клеймят как «проблемных». Если же проявлять к детям такое же уважение какого бы мы ожидали в свой адрес, когда речь идет о наших интересах и личных потребностях, то они смогут пользоваться возможностью выбирать лучшие решения для себя в любом возрасте.

Извлечение максимальной пользы от обучения

Дети выполняют с большей отдачей те задания, которые выбирают для себя сами. Их внимание будет сконцентрировано в процессе деятельности намного дольше, поэтому и польза от того, чему они научатся, будет больше. Выбор – отличный инструмент для развития настойчивости и способности завершать дела. Кроме того, разрешая ребенку выбирать для себя вид игры или задания, мы подпитываем именно его индивидуальный тип интеллекта, усиливая сильные стороны его личности.boy-food-choice-120118

Как предлагать выбор

  • Варианты для выбора должны быть значимыми для ребенка и приемлемыми для взрослого.
  • Ограничение выбора взрослым неизбежно. Ограниченный выбор помогает детям определиться и не растеряться в многообразии вариантов.
  • Прямые подсказки помогут нерешительному ребенку сориентироваться. Ему нужно время, поддержка и терпение взрослого, чтобы выработать навыки принятия решений.
  • Всем нам часто приходится иметь дело с ситуациями, когда выбирать не приходится, например, подчиняться законам. Дети тоже должны иметь такие законы: правила безопасности на улице и в доме, правила личной гигиены, уборка игрушек на место, утренние сборы без капризов, чтобы родители не опоздали на работу. Но и в этих ситуациях взрослые диктуют только главные условия, второстепенные детали можно предоставить детям: какую именно одежду надевать в садик, как помочь маме приготовить завтрак. Если дети будут чувствовать себя свободными выбирать в малом, они охотнее будут подчиняться главным правилам, в которых вариантов нет.

По материалам: earlychildhoodnews.com

- Читайте также: Теория эмоционального интеллекта, или Почему EQ важнее, чем IQ