На высокой скорости: Как спустя почти 100 лет женщины вернулись в автоспорт

И все что вам нужно знать про женские автогонки Формула W

1901 год. Француженка Мэри Март Дезенж, более известная под псевдонимом Камилл дю Гас, принимает участие в гонке Париж — Берлин в качестве пилотессы. Она финиширует 32-й среди 154 участников и становится первой женщиной в истории автоспорта. Казалось, начало для гендерного равенства в этом сугубо мужском мире положено. Камилл продолжала карьеру в автогонках, когда в 1904 году Автомобильный клуб Франции вдруг запретил ей выступать, под предлогом «женской нервозности​​». Пилотесса переключилась на гонки на моторных лодках, позже — на скачки, но к автоспорту больше не возвращалась. Многие женщины с переменным успехом и далее пытались продолжить дело Камилл дю Гас, но всё так же оставались редким явлением в индустрии автомотоспорта. Чудо произошло в 2018 году, когда финансистка и спортивная юристка Кэтрин Бонд Мур запустила полностью женский формульный турнир «Серию W».

Что такое «Серия W»

«Серия W» была запущена 10 октября 2018 года. Чемпионат был создан специально для женщин-пилотов, которые смогли бы громко заявить о себе в мире современного автоспорта, вне зависимости от семейного положения, основного рода деятельности и финансовых возможностей. Конечная цель построить карьеру в традиционно мужском чемпионате, «Формуле-1».

Чтобы в 2019 году состоялся первый сезон «Серии W», Кэтрин Бонд Мур понадобился единомышленник в лице акционера Дэвида Култхарда, экс-пилота «Ф-1», и инвестиции бизнесмена Шона Водсуорта в сумме $30 млн.

«В “Формуле-1” женщины никогда не выигрывали гонку или чемпионат.  До сих пор автоспорт был единственным видом спорта, в котором не было отдельных серий для женщин. Наша миссия — изменить это. Наши гонщицы станут мировыми суперзвездами и примерами для подражания — и каждая организация, каждая компания и каждый спонсор, оказавший поддержку будущему чемпиону, получит всемирное признание и право публично праздновать свою победу»,сказала Кэтрин на старте первого сезона.

Кэтрин Бонд Мур

Первый сезон в 2019 году вызвал у публики неоднозначную реакцию. Кто-то говорил, что незачем делить автоспорт по гендеру, ведь в гонках не принято отдельно выделять участников по половым признакам. Феминистки негодовали из-за того, что пилотессы не нуждаются в особых условиях для того, чтобы участвовать в «Ф-1»

Однако «Серия W»  не альтернатива «Формуле-1». Это инициатива, которая нацелена показать, что ниша автоспорта может наравне быть занята не только мужчинами и что отдельная гоночная серия, в которой участвуют исключительно женщины, может быть не менее захватывающей и профессиональной. Акцент на женщинах, их талантах и умениях. 

Кстати, попасть в мир автоспорта не так просто и многим мужчинам: занятие требует уж очень много времени и финансов (вот почему гонки часто называют «закрытым клубом мальчиков-миллионеров»). И если для простых любителей автогонок достаточно «подручного оборудования», то для тех, чьи амбиции — попасть в «Ф-1», не всё так просто. Чтобы попасть в “высшую лигу”, важно с раннего детства посвятить жизнь будущей карьере автогонщика, тратить немалые финансы и всё свободное время на тренировки и участие во всевозможных турнирах и чемпионатах, раз за разом повышая свою квалификацию. И даже при всех этих составляющих нет стопроцентной гарантии, что гонщик попадёт на трассы «Формулы-1». Грамотный менеджмент, нужные знакомства и даже момент банальной удачи абсолютно всё играет важную роль. Не для каждого успешного мужчины в мире автоспорта открыты двери, а для женщин и подавно.

Как проходит «Серия W»

Для участия девушкам не нужно платить спонсорские взносы, места в болидах получают самые талантливые гонщицы, которые проходят все критерии отбора: инженерный экзамен, работу на симуляторе, испытания на треках. 

Машины у всех участниц одинаковые, а по ходу соревнований пилотессы даже меняются болидами, чтобы избежать малейшего влияния технических факторов.

Титул чемпионки присуждается гонщице, которая набрала наибольшее количество очков за все гран-при. Если сразу несколько участниц финишируют с одинаковым количеством очков, то первое место в «Серии W» достается девушке с самым большим количеством побед в гонках. 

Что касается призового фонда, денежные награды получают все 18 участниц автогонки. Из общей суммы в $1,5 млн победительница получает $500 тысяч, остальные деньги распределяются между всеми спортсменками.

В сезоне 2019 года девушки не выезжали за пределы Европы. Гонки в 2020 не состоялись в связи с пандемией, а в 2021 в календаре чемпионата появились две локации в Северной Америке. Впоследствии планируется расширить географию на Австралию и Азию.

Для того чтобы попасть в «Формулу-1», требуется суперлицензия. Заработать её можно минимум за три года выступлений, набрав 40 баллов.

Зачем ещё нужна «Серия W»?

Сексистские штампы про «обезьяну за рулём» в приличном обществе считаются моветоном. Женщины давно водят авто наравне с мужчинами. Исследования показывают, что девушки даже внимательнее и аккуратнее ведут себя за рулём, реже отвлекаются на смартфоны и лучше помнят ПДД. Однако за всю историю «Формулы-1» всего 2 гонщицы принимали участие в Гран-при. Если что, последний раз состоялся в 1976 году. Кэтрин Бонд Мур убеждена, что девушки способны на равных условиях соревноваться с мужчинами, а гендерные барьеры в автоспорте должны полностью стереться.

О гендерных барьерах Кэтрин говорит неспроста вокруг пилотесс образовалось много сомнительных сексистских стереотипов. Например, что женщин в автоспорте мало потому, что они не хотят рисковать своей внешностью в случае серьёзных аварий. Или как вам домыслы о том, что девушкам чисто физиологически сложно соревноваться с мужчинами-пилотами? Довольно абсурдное утверждение, учитывая, что женщины могут перенести несколько родов, в то время как многие мужчины пишут завещание при температуре тела 36 и 9…

Может показаться, что чьи-то заезженные стереотипы никак не мешают пилотессам участвовать в гонках, но даже исследования говорят, что женщин тут не воспринимают всерьёз, им труднее найти спонсоров соревнований, так как в мире автоспорта маркетинг нацелен на мужскую аудиторию. А ещё спортсменок (несмотря на то, что они прячутся за шлемами) всё равно «встречают по одёжке» у невзрачной гонщицы шансов пробиться мало, в то время как внешность мужчин-пилотов роли не играет.

«Мы долго отслеживали прогресс «Серии W» и искали способы стать частью ее постоянного успеха. Циферблат сдвигается, и пора женщинам занять центральное место в автоспорте и во всех областях, где традиционно доминируют мужчины», — говорит основатель M. Forbes Motorsport Мигель Форбс.

Женская лига стала новой надеждой и свежим глотком как для спортсменок, так и для мира автоспорта в целом. Например, Международную автомобильную ассоциацию FIA заботило то, что их дисциплина осталась чуть ли не единственным видом спорта, где не было женских лиг. Теперь такой проблемы нет, а спонсоры FIA готовы вкладывать ресурсы в W-Series для дальнейшего развития. Также «Серия W» стала вторым по популярности женским спортом в Англии и принесла первым восьми участницам суперлицензии для участия в F-1. А за два проведённых сезона появилась главная фаворитка и звезда автоспорта Джейми Чедвик, победившая в первом и втором турнирах. Девушка шутит, что не умеет нормально парковаться, зато уже в 17 лет стала самой молодой победительницей British GT Championship. Впереди ещё множество трасс и цель занять призовое место в «Формуле-1». Говорят, что именно Джейми, самая быстрая гонщица в мире, откроет путь многим женщинам на треки «Формулы-1».

Абсолютно каждая девушка за рулём может запросто стать чемпионкой, просто придерживаясь правил дорожного движения. И помните: если сегодня отклеить знак с туфелькой с заднего стекла авто, завтра можно оказаться и за рулём болида.

Текст подготовила Кира Гиржева