Женский голос в мужском клубе STEM

Почему наука и технология кажутся женщинам опасной зоной?

circle (38)Дженнифер Дрейк, преподаватель кафедры инжиниринга в Университете Торонто, о том, чем грозит женщине выбор традиционно «мужской» профессии, и, почему, собственно, эти профессии – мужские.

«Ты на факультете инжинирига? Ого, ты, наверное, супер-умная!» Прошло уже 10 лет с того дня, когда я, студентка-первокурсница, услышала такой комментарий от другой студентки. Но до сих пор, когда я вспоминаю об этом, мое тело реагирует, как и в первый раз: мускулы напрягаются, сердце колотится, дыхание учащается.

Исключительная или ненормальная?

Такие комментарии кажутся только на первый взгляд комплиментами. Когда же над ними задумаешься, наружу выходят стереотипы о женщинах в STEM (наука, технология, инжиниринг, математика). Этот и ему подобные комментарии содержат два аспекта. Во-первых: скептический, ироничный тон собеседницы говорит о том, что сам по себе мой выбор специальности – удивителен и необычен (читай: патологичен). Во-вторых, для собеседницы единственным объяснением того, что я занимаюсь инжинирингом, является то, что я сама — необычная и исключительная (читай: ненормальная). Все же дело в том, что женщины мало представлены в STEM. В Канаде среди выпускников по специальности инжиниринг всего 23% девушек, и только 30% — среди выпускников по математическим и компьютерным специальностям. В США только 12% женщин работает в сфере инжиниринга и 26% в сфере ІТ.
Таким образом, в STEM намного больше мужчин, и видеть в этих сферах женщин кажется необычным. Большой гендерный дисбаланс заставляет немногих отважившихся на это женщин чувствовать себя на работе или на факультете аутсайдерами, что приводит к постоянному стрессу и высокому уровню тревожности. Самое худшее это то, что трудности, которые испытываем мы, «отпугивают» следующие поколения женщин от того, чтобы присоединиться к нам. Этот порочный круг нужно разорвать.

iStock_000005407395Large

Схватка или побег?

Из-за небольшого представительства в сфере STEM, вопрос о месте женщины в науке и технологии всегда открыт, поэтому и сама ценность женщины на рабочем месте тоже подвергается сомнению. Из-за этого женщины чувствуют себя в своей профессии неуютно, в опасности. Наш мозг мгновенно реагирует на это симптомами стресса, даже если речь не идет о реальной угрозе жизни. Когда рефлекс вырабатывался в диких первобытных лесах и саваннах, времени на раздумья у человека не было. Реальная угроза или не реальная: сражайся или спасайся бегством! Потом разберешься, насколько действительно твоей жизни угрожала опасность. К сожалению, реакция на наш дискомфорт на работе порождает хронический стресс и тревожность, именно благодаря нашим врожденным реакциям, которые хороши в джунглях, но совсем не нужны в повседневной жизни.

Argonne_lab_education

Сомнения в профпригодности могут породить серьезный стресс

Годится ли женщина для STEM? Достаточно ли она умна для этих профессий? Все вокруг вас задаются этим вопросом и, возможно, задают его вам самим. Неудивительно, что вы сами начинаете сомневаться – а, действительно, годитесь ли вы для своей профессии? Научные исследования показали, что у женщин, занятых в STEM более высокий уровень стресса и тревожности и более высока вероятность депрессии. И каждый комментарий «Ты на факультете инжинирига? Ого, ты, наверное, супер-умная!» сообщает женщине, что она – инородное тело в инжиниринге/математике/сфере ІТ. Для вас каждый раз рассказать о своей профессии, значит, почти гарантированно получить подобную ремарку, расстроиться и почувствовать себя хуже.

circle (39)Эйлин Поллак, преподаватель литературы в Мичиганском Университете, автор книги»Единственная женщина в комнате: Почему наука остается мужским клубом», предлагает выход из сложившейся ситуации. Когда-то она сама оставила работу в лаборатории физики, потому что из-за постоянного давления коллег и знакомых сомневалась в своей пригодности. Эйлин комментирует исследование Вашингтонского Университета, согласно которому многих девочек отпугивает от изучения, в частности, информатики, как стереотип ученого, сложившийся с 1950-х годов в массовой культуре, так и внешний вид классов информатики в школе.

Информатика — это не мужское дело!

«Исследователи пришли к выводу, что девочки чаще записываются на курс информатики, если до записи им показали класс, где будут проводиться занятия и он оформлен не с плакатами «Звездных войн», полками с научной фантастикой или научно-техническими журналами, а в более нейтральном стиле. Более того, если курс «Основы программирования Java» назвать «Креативный подход к проблем-солвингу в науке и инжиниринге с помощью Python», за четыре года количество студенток увеличится с 10% до 40%. Ведь если предложить мальчику записаться на курс чего угодно, что не только принято считать женским делом, но еще и заставить его учиться в розовой аудитории с плакатами «Секс в большом городе» на стенах, он в ужасе откажется наотрез. Кстати, многие парни отказываются от идеи выбора курса языка и литературы только потому, что в массовой культуре сложился стереотип об исключительно женском доминировании в этой области. Логично, что парни, в свою очередь, сомневаются в том, что могут достичь выдающихся результатов в «женской сфере», и отказываются от идеи изучения гуманитарных наук.

Young woman working on a laptop

Что же делать?

  • Пространство для изучения наук и технологий в школе и вышах должно быть инклюзивным, а не подчеркунуто мужским.
  • Студенткам на определенном этапе стоит доверять профессиональные роли, считающиеся более «женскими»: наставника, инструктора, для того, чтобы они смогли почувствовать свою пригодность и нужность в STEM.
  • Стоит работать над созданием программ, популяризирующих изучение STEM и достижения женщин в этой сфере.

Источник: time.com

- Читайте также: "STEM-образование в Украине: Перспективы развития"