«Журналистика в Украине имеет женское лицо»: ведущие об эйджизме, гендерном равенстве и дискриминации в медиабизнесе

В украинской журналистике большая часть сотрудников — женщины. Казалось бы, в этой сфере для женщин не должно быть никаких преград и предрассудков, которые мешали бы достигнуть успеха. Тем не менее в журналистике иногда возникает дискриминация по отношению к женщинам.

О том, какие стереотипы о журналистках ещё живы, какие темы поднимают женщины-ведущие, отличается ли влияние ведущих-женщин и ведущих-мужчин, какие инструменты помогают доносить до аудитории важные темы и каковы стандарты работы с брендами, рассказали телеведущие известных телеканалов на панельной дискуссии “Решительный голос” во время SHE Congress 2021.

“Поняла, что мой голос значимый, когда процитировали моё интервью”: спикерки про весомость голоса и дискриминацию

Украинская журналистка, радио- и телеведущая, ведущая программы «Факты» на ICTV Оксана Гутцайт

Хорошая новость: в журналистике смещается возраст ведущих, плохая — эйджизм еще присутствует, и не только в журналистике.

Например, ведущая программы «Факты» на ICTV Оксана Гутцайт рассказала, как её с подругами не пустили в клуб из-за того, что им 40+, и они якобы “не принесут выгоды клубу”. Журналистка написала об этом в посте в Facebook, после чего ей сразу перезвонили владельцы клуба и извинились за поведение охранника, предложив отдыхать в клубе “в любые дни и бесплатно”.

“В то же время я понимаю, что если бы не моя работа на телевидении и огласка – ничего бы не было. Такие случаи, как со мной в клубе, происходят очень часто – мне об этом писали много женщин. Как написала наша коллега Татьяна Мокриди, женщины после 45 лет становятся невидимками — их не замечают при получении работы, в ресторациях, в очереди. Прочитав пост Мокриди, я поняла, что это действительно так. Женщины не обращают на это внимания, может быть потому, что мы самодостаточные. Но на самом деле это так – нас не замечают с определенным возрастом”, — говорит журналистка.

О том, что эйджизм ещё остаётся, говорит и хейт в отношении фильма “Секс и город” — общество ещё со скрипом принимает то, что женщины 50+ могут жить так же, как и в условные 35. Однако сейчас в украинской журналистике начали подражать Западу и чаще брать на роли ведущих в возрасте 30+.

«Возвраст женщин в кадре сдвинулся вверх. В этом смысле мы наследуем западные компании, нам в этом смысле повезло», — добавила ведущая праймовых выпусков новостей «Сегодня» на канале «Украина» Анна Панова.

Ведущая праймовых выпусков новостей «Сегодня» на канале «Украина» Анна Панова

Гутцайт считает, что сейчас бороться с эйджизмом можно путём огласки: говорить, говорить и ещё раз говорить.

“Раньше эйджизм умалчивался, было стыдно об этом говорить. Сейчас самое главное – это говорить о проблеме. На ТВ мы боремся с этим благодаря примерам западных государств, где женщина может прийти на работу далеко за 20 и добиться успеха. Делаем социальную рекламу, направленную на то, чтобы показать, что женщина в любом возрасте может быть успешной в любой профессии”, — приводит примеры ведущая программы «Факты» на ICTV.

При этом “сохраняют” эйджизм в компаниях иногда и сами женщины, которые выбирают молодых девушек.

“Часто в Украине женщины сами виноваты в том, что происходит с нами, женщинами. Они нивелировали немного уважение к нам самим, и это наша ответственность. Возможно, так сложилось потому, что в Украине достаточно высокая конкуренция между женщинами за “место под солнцем”. Я и сама сталкивалась с дискриминацией, эйджизмом от женщин постарше, которым, когда я была еще молодой журналисткой, не хотелось видеть меня в кадре”, — рассказывает телеведущая Диана Панченко.

По её словам, часто в бизнес-среде, медиасреде женщины воспринимают друг друга как конкуренток вместо того, чтобы говорить о профессиональных качествах.

“Продолжая эту тему: когда-то я услышала фразу, что из меня никогда не будет серьезной журналистки из-за моей внешности. Эта фраза побудила меня работать, заниматься саморазвитием, чтением и стремиться. Мне захотелось доказать, что женщина может быть профессионалом — и это главный маркер. При этом женщина может быть яркой и не бояться быть сексуальной, будучи серьезной политической журналисткой. Доказать, что женщина в принципе ничего никому не должна, кроме своего зрителя, которому прежде всего нужен профессионализм. Если ты профессионал — ты востребован, неважно — мужчина ты или женщина”, — добавила Панченко.

Телеведущая, автор YouTube-канала «Panchenko» Диана Панченко

Журналистка считает, что женщины все равно уязвимее в профессии, чем мужчины, и в этом, по её словам, часто виноваты сами женщины.

“Когда я пришла на кастинг на ICTV — они искали мальчика. Я предложила им сначала посмотреть меня, сказала, что могу коротко подстричься и говорить басом — и в результате я работаю ведущей. Это говорит о том, что мы сами не пытаемся использовать свои шансы и быть настойчивее. То же самое касается зарплат: женщины часто неуверенно просят о повышении. Тогда как нужно говорить о том, что вы можете принести компании популярность, деньги, привести фактаж — тогда получаешь достойную зарплату”, — добавила ведущая программы «Факты» на ICTV Оксана Гутцайт.

Телеведущая Диана Панченко говорит, что во время разговоров о зарплате надевает брючный костюм и глухую рубашку:

“Я понимаю, что в таких моментах нужно быть мужчиной — если ты позволишь себе быть “девочкой-девочкой” — возможно, ты пролетишь, поскольку до сих пор так складывается, что женщине легче сказать “нет”, — считает она.

При этом, по словам спикерок, на ведущих каналах практически нет уже гендерного неравенства — должности распределяются между мужчинами и женщинами поровну. При этом “фора” за мужчинами в журналистике сохраняется, поскольку их меньшее количество и заполучить “говорящего” журналиста хотят многие каналы.

“Журналистика, политика и бизнес”

Часто журналистику рассматривают как трамплин в политику или бизнес — и это не плохо, поскольку журналисты чувствуют социальные настроения, тренды и могут быть очень полезными. Касательно политики, то у журналистов часто происходит “обнуление карьеры”.

“Я часто встречалась с бывшими журналистами, которые сейчас являются депутатами. Для того чтобы их задеть эмоционально — их всегда будут называть “экс-журналистами” или “бывшими прес-секретарями”. Это плохая характеристика, которая, надеюсь, изменится. Особенно такое отношение в политике к женщинам, которые пришли из журналистики”, — говорит телеведущая Лариса Губина.

Телеведущая Лариса Губина

Телеведущая Диана Панченко добавила, что часто в мужском обществе, особенно если это дебаты, женщине приходится быть в хорошем смысле “маскулиннее”, чтобы не потерять авторитет. При этом женщины гибче и хитрее, за счёт чего могут обходить “острые углы”.

Также журналистка рассказала, что сейчас — эпоха личных брендов. По данным компании Nielsen, 90% людей больше доверяют личным брендам, чем компаниям, а 77% — охотнее купят вещь бренда, руководство которого успешно ведёт соцсети.

“Тут очень важны ассоциации — я когда ехала на эфир, то загуглила имена моих коллег. Если вбиваешь в поиск Анна Панова, Оксана Гутцайт, Лариса Губина, то первое, что видишь: “Анна Панова рост и вес”, “Оксана Гутцайт муж” и так далее. При том, что это серьезные журналистки. То же самое могу сказать о себе. Людям интересно закулисье, и сегодня журналист — это не только то, что делаешь в кадре, но и твой образ жизни. Мы не можем абстрагироваться от этого, игнорировать важность соцсетей и личного примера”, — говорит Панченко.

В частности, телеведущая открыла свой канал на YouTube, где популяризирует здоровый образ жизни, говорит об отношениях и т.д. Однако, по словам Панченко, монетизировать контент нелегко: а) нужно либо вложить много денег, чтобы достичь быстрого результата; б) либо долго и рутинно работать над каналом — регулярно, много, качественно, креативно.

“Если говорить о бизнесе, то YouTube сегодня — это бизнес, если ты много туда вложил: времени, денег, или того и другого. Сейчас в Украине активно развивается TikTok и становится более популярным. Это менее цензурованная история. Если мне раньше казалось, что это больше видео для подростков, то сейчас у меня есть много знакомых, которые успешно продвигают свой бизнес на этой площадке, политики уходят в TikTok. Нельзя игнорировать тренды”, — говорит она.

По её словам, если учитывать политику владельцев YouTube, Facebook и Instagram, то скоро появятся новые платформы, где можно будет активно продвигать свой контент.

Пока мы работаем на каналах, мы представляем не только себя: ведущие о сотрудничестве с брендами

Ведущие представляют не только себя, но и компанию, в которой работают, поэтому несут ответственность за весь коллектив и должны согласовывать, с какими брендами им сотрудничать.

«Мы все понимаем, насколько большой является ответственность, когда мы что-то рекламируем в соцсетях. Я уже не говорю про курьезные случаи, когда находишь в интернете свою фотографию, а рядом реклама крема от мозолей, но про эту рекламу вы не договаривались», — говорит ведущая праймовых выпусков новостей «Сегодня» на канале «Украина» Анна Панова.

В частности, ведущая программы «Факты» на ICTV Оксана Гутцайт говорит, что не стала бы сотрудничать с брендами, которые “ставят под сомнение территориальную целостность Украины” или “допускают гендерное неравенство”.

“Перед сотрудничеством проверяют, не попадал ли бренд в политический скандал, особенно тот, который связан с современной войной, нашей страной”, — добавила она.

Украинская журналистка, радио- и телеведущая, ведущая программы «Факты» на ICTV Оксана Гутцайт

Практически все ведущие сошлись на том, что поддержали бы украинского производителя или те компании, которые поддерживают украинскую идейность.

Телеведущая «5-го канала» Лариса Губина подтвердила, что сотрудничество с брендами нужно согласовывать с руководством канала — даже если материалы публикуются на собственных страницах в соцсетях. Она добавила, что их телеканал сотрудничает с украинскими брендами одежды.

“Я фанатка украинского дизайна, не только фэшн-дизайна, но и дизайна посуди, мебели. Пытаюсь это всеми усилиями протолкнуть в какой-то сюжет, чтобы это прозвучало. Также я фанатка украинского IT и всех продуктов, которые компании производят на мировой рынок. Об этом нужно говорить и этим нужно гордиться”, — добавила она.

Также телеведущие дали советы как двигаться вперед и стать женщиной-лидером: 

  • Лучшая мотивация — вы сами. Жизнь одна и нужно пытаться достичь счастья такого, как вы хотите.
  • Не бойтесь спрашивать, узнавать новое и обращаться с вопросами к СЕО компании.
  • Не гиперболизируйте значимость начальника, политика и т.д.
  • Признавайте ошибки и двигайтесь дальше. Ошибаться — нормально.
  • Преодолевайте трудности — часто это путь к длительному успеху.
  • Не бойтесь ставить высокий ценник вашим услугам.

Автор материала: Ярослава Жуковская