Грустный Макс улыбается: Как настроить ребенка на оптимистичный лад

Наблюдения детского психолога

06.11.2017

Моему сыну Андрею 9 лет, и он занимается в хоре мальчиков. Сам захотел, никто не навязывал.

Однажды осенью, дождливым днем, я как обычно вела сына на занятия в школу искусств, и тут он показал мне своего «коллегу» по хору – светловолосого мальчика, который медленно плелся под дождем. Свою папку с нотами он тащил, словно какую-то тяжесть.

– Опять он грустный, – хмыкнул сын.

– Может, родители заставляют его ходить на хор, а он не хочет? – предположила я. Это первое, что приходило на ум.

— Не знаю, он всегда такой, – ответил Андрей.

Через полтора часа я зашла за сыном, занятие хора уже закончилось, и Андрей, дожидаясь меня, носился по этажам школы, причем с тем самым светловолосым мальчиком. Не настолько уж и «всегда такой», — подумала я.

Нам оказалось по пути, мы шли, шлепали по лужам и разговаривали.

Макс – так звали мальчишку. Ему 11, ходит в 5-й класс, в хоре занимается второй год и ему нравится.

— Отчего ты был сегодня такой грустный? – осторожно спросила я. – Ты часто такой?

— Часто, – насупился Макс. – Когда обижают.

Я подумала и ответила:

— А ты знаешь, обижают именно тех, кто обижается. Как думаешь, можно ли обидеть человека, который не обижается?

Макс удивился, посмотрел на меня и сказал, что, наверное, нельзя.

И тут я вспомнила притчу о хорошем и плохом волке, где побеждает тот, которого кормишь чаще. Максу очень понравилась притча.

— А ты, какого волка кормишь? – спросила я.

Макс улыбнулся и сказал, что по-разному. Когда грустит или злится, то, наверное, плохого, а когда веселится, — то хорошего.

Потом мы обсудили, что почти в каждой ситуации есть что-то хорошее и есть не очень, и вопрос только в том, на что мы обращаем внимание, «какого волка кормим». Макс соглашался и с интересом слушал. А потом я спросила:

— А вот, например, что хорошего в этом дожде?

Макс замялся, посмотрел по сторонам и ответил, что в дожде, пожалуй, ничего хорошего-то и нету.

И тут в разговор вступил Андрей.

— Хорошее есть, – важно сказал сын. – По лужам классно бегать в резиновых сапогах. И еще листья, когда мокрые, пахнут здорово.

— А вечером, если дождь, – добавила я, – можно дома всей семьей забраться под теплый плед и посмотреть хороший фильм. Или книгу почитать.

Макс тут же принял эту игру, улыбнулся и добавил, что сегодняшний дождь полил все растения, и они стали ярче и чище.

Мы расстались на углу, дальше нам было в разные стороны, но приятно, что настроение у всех было хорошее…

Кстати, как затем оказалось, Макс ходит на хор с удовольствием.

***

Таким простым способом (обычной беседой) ребенка уже можно настроить на более оптимистичный лад. Сейчас детям не достает внимания взрослых (именно позитивного), когда  интересуются ребенком, чем он занят, о чем думает и т.д. И было бы хорошо, если бы родители вечером общались со своими детьми и задавали вопросы: «как прошел день?», «что было хорошего?», а не удовлетворялись формальными ответами «нормально» и «ничего».

Фото: Джулия Алторк

— Читайте также: Наказание одиночеством: Почему для детей это губительно