Наказание одиночеством: Почему для детей это губительно

Вы - взрослый, вам и быть джедаем

03.11.2017

Донна Мэттьюз, детский психолог, не согласна с популярной среди родителей методикой «Сиди здесь один и думай над своим поведением». Все мы в курсе, что кричать и стыдить нельзя, а реагировать на плохое поведение детей нужно. Оставить ребенка одного в его комнате, чтобы успокоился — чем плох этот метод, ведь взрослым помогает уединение?

Дайте тайм-аут себе

Дело в том, что мозг взрослого человека умеет управлять эмоциями и, когда они захлестывают через край, взрослому достаточно изолироваться ненадолго: выйти из комнаты, пойти на прогулку, закрыться в ванной, и он успокоится. У детей же мозг еще незрелый и управлять эмоциями так не умеет. Для него эта временная изоляция становится еще одним вредоносным для психики фактором. Поэтому, если вы теряете терпение, то лучше сами закройтесь где-нибудь и остыньте: посчитайте до 10, медленно дышите и повторяйте про себя, что вы любите своего ребенка, который что-там натворил. С детьми бывает очень нелегко, но, реагируя раздражением из-за усталости, вы не помогаете ребенку. Почему оставить его самого в комнате — нехорошо? Он же действительно через какое-то время успокаивается, а вы при этом не применяете никакого насилия, тем более что быть изолированным от людей за антисоциальное поведение — наказание вполне логичное. А пока ребенок сидит в одном углу, а вы — в другом, вы успокаиваетесь оба. И, в конце концов, всегда есть надежда на то, что он в это время и правда думает над своим поведением и раскаивается. Но нет, все с этим методом не так:

1. Дети, особенно общительные, воспринимают тайм-аут как наказание, а любое наказание унижает, прививает чувство стыда, которое приводит к двум последствиям: либо ребенок будет верить, что он плохой, он, может, и станет более податливым, но то доверие и искренность, которая была между вами, испортится, либо ребенок обозлится и восстанет, что, конечно, лучше, чем первый вариант, но к ожидаемым результатам это не приведет.

2. Страх быть брошенным, даже если вы лишаете ребенка общения на несколько минут, может запросто стать его спутником на долгие годы.

3. Если ребенок ведет себя плохо осознанно (ведь ни один здравомыслящий взрослый не накажет ребенка за ошибку или незнание чего-то), это уже значит, что что-то внутри мучает его, и с таким наказанием он будет чувствоваться себя еще хуже.

4. Тайм-ауты говорят ребенку, что значимые взрослые не принимают его таким, какой он есть. «Плохие» чувства гнева и злости у ребенка не исчезнут: они вернутся бумерангом в еще более раздутом виде.

5. Любые наказания создают атмосферу страха, где большой человек устанавливает правила, а маленький должен слушаться. Бесспорно, взрослые должны устанавливать правила, а дети — следовать им, но есть способы добиться этого, не разрушая здоровой самооценки ребенка и доверия между ним и родителями.

6. Дверь в комнату закрыта, а значит перекрыт канал коммуникации с тем, кого ты любишь и именно тогда, когда нуждаешься в этом человеке больше всего. Любое наказание — демонстрация того, что взрослый лучше знает, как надо, поэтому тайм-ауты лишают детей самоуважения и способности принимать решение.

Что делать вместо наказания тайм-аутом

1. Прежде всего нужно научиться регулировать ваши собственные эмоции. Выберите для себя любую технику, которая будет не давать вам «разваливаться» или «воспламеняться», а наоборот, позволит вам излучать мудрость и спокойствие. Если вы до уровня святого в этот раз не дотянули, извинитесь перед ребенком.

2. Установите четкие границы. Есть вещи, которые ребенок не должен делать: кусаться, драться и т.д. Убедитесь, что ребенок точно понял, чего именно делать нельзя. В спокойный момент обсудите правила, формулируя их в дружелюбных понятных ребенку терминах. Если ребенок столкнулся с новым, ранее не озвученным запретом, четко установите новую границу: этого делать нельзя.

3. Создайте ребенку «тихий уголок», это может быть домик, палатка, «халабуда» в комнате: когда он будет спокоен, найдите это укромное местечко и расскажите, что сюда он может прийти, когда чувствует себя взволнованным или когда ему нужно немного тишины. Пусть там будут подушки, книги, мягкие игрушки, — все, что ребенок считает приятным.

4. Подготовьте ребенка к трудным ситуациям. Если вы предвидите, что поведение ребенка может дать слабину: вы идете в магазин и знаете, что он будет просить игрушку и ныть, проведите подготовительную работу. Во-первых, сообщите о ваших планах четко: «Мы идем в супермаркет и не покупаем ничего, чего нет в списке» и не заходите в магазин, пока ребенок не примет эти условия. За это разрешите ему выбирать фрукты, снеки или формат макарон.

5. Ролевая игра очень эффективный инструмент: сыграйте «плохого ребеночка», а ваше дитя пусть побудет «злым» взрослым, — необходимость следовать правилам станет ему понятнее.

6. Будьте внимательны к сигналам тревоги: как только вы видите, что истерика на горизонте, постарайтесь сделать все, чтобы избежать ее: покормите, пообнимайтесь, что угодно.

Если срыва избежать не удалось

Во всех нас есть «темная сторона», но это не значит, что мы должны поддаваться ей. Когда ребенок уже разбушевался и вы должны как-то реагировать, станьте джедаем, ведь это вы — взрослый/ая, вы должны оставаться спокойными, мудрыми и сильными, поэтому:

Будьте рядом

Ребенку нужна ваша поддержка и спокойное присутствие особенно тогда, когда его переполняют эмоции. Если вы уходите или выгоняете ребенка, или закрываете между вами дверь, то вы как бы говорите, что вы любите его только за хорошее поведение.

Назовите их эмоцию

Покажите, что вы понимаете, что он чувствует, объясните, что он имеет право и на негативные эмоции, но шоколадка будет после супа.

Попытайтесь понять, что вам хочет таким поведением сообщить ребенок

Голод, усталость, потребность в объятиях, скуку, ревность, перевозбуждение? Попробуйте обсудить свои гипотезы с ребенком и решить проблему.

Слушайте и будьте готовы измениться

Иногда вы бываете неправы и иногда ваши правила — дурацкие или могут иметь исключения. Послушайте, что говорит ребенок, и не стесняйтесь поменять свое мнение.

Где возможно, оставляйте место для естественных последствий

Не хочешь плащ и зонт — иди так, промокнешь. Чем младше дети, тем раньше вы должны вмешаться, пока последствия не стали далеко идущими: десятка минут под дождем хватит. Но поверьте, ничто так не работает, как естественные последствия.

Поход в тихий уголок предлагайте, когда ребенок прекратил бушевать

Это уже не наказание, потому что уже все разрешилось, теперь нужно просто немного тишины и место, чтобы подумать об ответственности за управление своими эмоциями.

Источник: psychologytoday.com

— Читайте также: EQ-барометр: 10 навыков эмоционального самоконтроля, которым должны научиться дети