Все, что нужно знать о слове на букву «а»: Медицинский психолог Оксана Усенко об аутизме

Признаки, формы, причины возникновения и методы лечения

Аутизм — слово, которое в последнее время мы слышим все чаще и чаще. С экранов мониторов, в телесериалах и фильмах, в обсуждения на форумах и в разговорах с подругами… Чего греха таить, многих родителей это слово на букву «а» очень сильно пугает: что будет, если у ребенка обнаружат аутизм, а удастся ли ему социализироваться в обществе, да и вообще, смогу ли я когда-нибудь посмотреть на мир его глазами? На эти вопросы, — как, почему и что делать, — отвечает медицинский психолог, терапевт, сказкотерапевт Оксана Усенко.

Аутизм — это болезнь, синдром или состояние?

Аутизм – это не болезнь в том смысле, как мы привыкли понимать, это нарушение развития (другое, первазивное развитие) ребенка, характеризующееся так называемой триадой нарушений:

  • нарушение коммуникации;
  • нарушение социальных навыков и социального взаимодействия;
  • жестко ограниченные интересы, часто повторяющееся стереотипное поведение.

По статистике на сегодняшний день в мире на 200 родов рождается один ребенок с аутизмом. Статистика ведется согласно обращений к психиатрам, неврологам. Реальная цифра, как вы понимаете, намного больше, так как далеко не все родители официально обращаются к психиатрам с этой проблемой. Число людей с аутизмом постоянно растет, на это влияют многие неблагоприятные факторы окружающей среды: питание, сети Wi-Fi, неблагоприятная экология. Крайне тяжелые случаи аутизма достаточно редки, чаще встречается «спектр расстройств» или РАС (расстройства аутичного спектра), поскольку это состояние затрагивает людей по-разному.

Каковы симптомы и проявления? В каком возрасте родители могут заметить, что что-то идет не так, как нужно?

Симптомы и проявления аутизма очень разнообразны, настолько, что сейчас диагностируют не конкретную форму аутизма, а растройства аутичного спектра и уточняют степень и глубину нарушения. Распознать РАС у детей до 12 месяцев сложно, однако можно заподозрить, если:

1. Ребенок имеет проблемы с привыканием к рукам матери. Малыш может быть аморфным на руках мамы либо, наоборот, напряженным, негибким. 

2. Ребенок не фиксирует взгляд на лице матери. Малыш уже на первом месяце жизни устанавливает с матерью зрительный контакт. Общение с помощью взгляда является основой для развития коммуникации.

3. При признаках первазивного развития дети либо избегают зрительного контакта, либо зрительный контакт «скользящий», непродолжительный.

4. Ребенок не принимает «предвосхищающей» позы, не протягивает ручки к взрослому, когда тот наклоняется к нему.

5. Ребенок, даже умея улыбаться, не адресует улыбку близкому. Не возникает феномена «заражения улыбкой» (когда улыбка другого человека вызывает ответную улыбку ребенка). В норме этот феномен уже наблюдается в возрасте 3 месяцев.

6. Отсутствует «комплекс оживления», когда ребенок выражает радость от общения с близкими активными движениями ручек и ножек.

7. Ребенок с затруднением различает выражения лица близких, а в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека. Аутичный ребенок может, например, заплакать при смехе другого человека или засмеяться при плаче. Поэтому он может испугаться громкого смеха, даже если смеется близкий ему человек.

8. Ребенок не реагирует на игрушки, погремушки, не берет их в ручки, не изучает, вместо этого концентрируется на необычных предметах, например, подолгу может играть со шнурком.

А вот диагностирование обычно возможно уже в возрасте 2 лет.

Первый признак — задержка или временный регресс в развитии речи, либо ее аномальное развитие

Если ребенок с аутизмом не говорит, он не компенсирует отсутствие речи жестами, то есть не общается жестами с близкими, не кивает головой в знак согласия, не вертит головой в знак отрицания, у него отсутствует указательный жест. Ребенок может повторять вопросы, которые ему задают, как попугай. Это говорит о том, что у него затруднения с пониманием обращенной речи. Даже если ребенок говорит, часто не использует имеющийся словарный запас для общения, в то же время декламирует стихи, сказки, не понимая их смысла. В речи присутствуют эхолалии либо отсроченные эхолалии – повторение слова либо фразы, сказанной кем-либо. Интонация может быть необычной, говорит то громко, то очень тихо, постоянно пользуется одними и теми же фразами-штампами, предпочитает одни и те же темы.

Второй характерный признак – нарушение развития социальных навыков

Часто возникают проблемы с привыканием к горшку, ребенок долгое время не просится в туалет, имеет проблемы с эмпатией — не знает, как выразить жалость к близким, не делится. Ребенок не понимает социальных норм, например, не соблюдает очередь на горке, не реагирует на просьбу говорить тише, проявляет агрессию, не интересуется другими детьми, не играет в песочнице, вместо этого бесцельно пересыпает песок либо зарывает в него различные  предметы. Следует так же насторожиться, если малыш не играет игрушками вообще либо играет своеобразно, например, вместо того, чтобы использовать игрушки по назначению — грузить кубики в машинку, имитировать звуки автомобиля при езде, усаживать в машинку игрушки, он играет только отдельными ее частями либо, катая машинку, постоянно смотрит, как крутятся колеса. Так же вместо того, чтобы играть игрушками, ребенок может выкладывать все свои игрушки на диван или на пол. Отсутствует либо задерживается сюжетно-ролевая игра и игра понарошку. За свою практику, я часто замечала, что аутичные детки не любят игрушки-человечки, всячески протестуют, если включаешь их в игру.

Третий признак — повторяющиеся стереотипные модели поведения

Ребенок может выстраивать длинные ряды из игрушек либо строить из них длинные башни, смотреть один и тот же мультик, иметь специальные интересы, то есть увлекаться только паровозами (у аутичных детей к ним особое пристрастие), либо только красными машинками, зная о них все, чрезмерно увлекаться буквами либо цифрами. Также аутичные дети часто впадают в состояние фрустрации, если что-то выпадает из ряда. Например, пропала буква из игрушечного алфавита, потерялась деталь от пазла, нарушился порядок просмотра мультиков либо порядок чтения сказок. Также малыши с аутизмом подолгу могут наблюдать, как прокручивается белье в стиральной машине, включать и выключать свет, открывать и закрывать двери. Важно заметить, что развитие аутичного ребенка имеет асинхронный характер. Например, какие-то навыки отстают от возрастной нормы, в то время как в других областях и умениях такие детки превосходят своих сверстников.

Дети с аутизмом страдают различными сенсорными нарушениями, поэтому ищут их вне: могут подолгу кружиться, раскачиваться, махать руками, бегать по кругу, при громких звуках закрывать ушки руками. Таким образом, поскольку основных признаков первазивного (другого) развития три, их и назвали триадой нарушений. И диагноз «аутизм» ставится, если присутствуют качественные нарушения из всей триады.

А каковы причины возникновения аутизма? Может ли он быть приобретенным? Или это только врожденное?

Научные данные позволяют предполагать, что появлению расстройств аутистического спектра способствуют как генетические факторы, так и обусловленные окружающей средой, воздействующие на развитие мозга на ранних этапах. Соответственно, генетические формы передаются по наследству. Выявить это можно, сдав специальные анализы на генетику. Существует так же много споров вокруг прививок. Многие мамы замечают, что именно после прививки малыш начал искаженно развиваться. В частности это касается тривакцин, таких как КПК (корь, краснуха, паротит), также вопрос касается качества вакцин, соблюдения норм их транспортировки и хранения. Ведущие специалисты считают, что прививки в данном случае играли роль лакмусовой бумаги, то есть выявили болезнь, к которой была предрасположенность. И нехотя говорят о том, что если есть подозрения о предрасположенности к первазивному (аутичному) развитию ребенка, прививки следует отложить до трех лет.  Хотя этот вопрос сложный и требует участия как родителей, так и профильных специалистов.

Какие формы принимает аутизм?

Вообще, в расстройство аутистического спектра входят:

  • аутизм (синдром Каннера);
  • синдром Аспергера;
  • детское дезинтегративное расстройство;
  • неспецифическое первазивное нарушение развития.

Если рассматривать аутизм на числовом отрезке, то в начале будут более тяжелые формы аутичного расстройства, а ближе к правому краю более легкие. Самой легкой формой аутизма является высокофункциональная форма аутизма или Синдром Аспергера. Но следует знать, что существуют расстройства аутичного спектра, такие как синдром Туретта, ОКР (обессивно-компульсивное расстройство), которые имеют аутичные симптомы, но не являются аутизмом. Поэтому очень важно дифференцировать такие расстройства, обратившись к специалистам, поскольку подходы в их коррекции и лечении могут быть самыми разнообразными.

Порой родители принимают аутизм за гениальность, считая своего ребенка таким же «странным вундеркиндом», как некоторые известные ученые. Как их убедить, что это проблема, которой нужно заниматься? Были ли в вашей практике подобные случаи?

Если речь идет о тяжелых формах аутизма, с глубокими нарушениями нервной системы, родители сразу бьют тревогу и принимают проблему. Сложнее  бывает принять проблему, когда ребенок имеет высокофункциональную форму аутизма. Такие дети, правда, часто имеют различные таланты и выдающиеся способности, например, к рисованию, музыке, математике, физике, также могут виртуозно разбираться в некоторых областях знаний, благодаря своим «особенным интересам». Психика родителей включает механизмы защиты, и им трудно принять аутичность своего ребенка, вместо этого они настаивают на его одаренности, приводя в пример гениев. Действительно, предположительно, многие известные люди имели или имеют расстройства аутичного спектра. Мы не можем утверждать этого наверняка, но очевидно, что поведение этих людей явно отмечено аутичными чертами. Люди с аутизмом могут блестяще себя проявлять в своей профессиональной деятельности и в сфере личных интересов, однако это не избавляет их от проблем в других сферах их жизни, связанных, например, с дефицитом их социальных навыков, который мешает жить полноценной жизнью — приобретать друзей, строить отношения, создавать семью, удерживаться на рабочем месте, адекватно относиться к деньгам, уметь планировать свою жизнь.

Люди приобретают знания и умения, чтобы использовать их в жизни для своей реализации. Они хотят признания, стремятся быть успешными, и это мотивирует их получать новые знания и умения. Что касается людей с аутизмом, им часто бывает не нужны ни признание, ни слава, ни деньги. Зато они могут часами заниматься сферой своих специальных интересов для своего удовольствия, всецело погружаясь в любимое занятие. Для наглядности можно привести в пример известного математика Григория  Перельмана, предположительно человека с РАС,  который отказался от Нобелевской премии, а так же от медали Филдса — почетной награды Международного математического союза. Он ведет замкнутый образ жизни и избегает всяческого общения. В связи с этим, важно понимать, что для того, чтобы аутичный ребенок вырос успешным и сумел применить приобретенные навыки и знания в жизни, получить плоды своего труда, нужна очень большая и многолетняя направляющая работа родителей, коррекционных педагогов и психологов.

В моей практике были случаи, когда родители и родственники детей, страдающих высокофункциональным аутизмом, отрицали проблему, пуская все на самотек, надеясь, что ребенок «перерастет». Однако через год-два возвращались за помощью, когда ребенок непосредственно сталкивался с проблемой социализации в детском саду либо школе. К сожалению, драгоценное время, которое можно было использовать для ранней коррекции, было упущено. Ведь если начать корректировать аутизм в возрасте от 1,5 лет, то к 6-7 годам обыватель скорее всего не заметит, что с вашим ребенком что-то не так.

Какие методы лечения доступны сейчас в Украине?

В Украине сейчас множество хороших квалифицированных специалистов, занимающихся вопросами аутизма. В основном они сосредоточены в столице и больших городах, таких как Харьков, Днепропетровск. Существует множество различных методов коррекции аутизма. Одной из самых действенных считается АВА (прикладная поведенческая терапия), основанная на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Выявляется набор навыков, которые в дефиците и которые нарабатываются по специально разработанной программе. Считается, что для успешной коррекции с аутичным ребенком следует заниматься не менее 5 часов в день.

Очень хорошие результаты дает нейропсихологическая коррекция — система специальных упражнений и занятий, направленных на развитие определенных участков мозга. Программа коррекции подбирается индивидуально и рассчитана на длительное время, не менее 1 года.

Особое место занимает Украинский институт клинической генетики под руководством Е.Я Гречаниной, где исследуются не только генетические факторы, влияющие на аутизм, но и проблемы, связанные с обменом веществ, которые часто приводят к аутичным проявлениям. Такой подход достаточно новый, однако часто дает очень хорошие результаты. Подобного рода коррекция помогает, если не полностью избавится от различного рода расстройств, в том числе и аутичных, то существенно поправить негативные проявления. Когда мы говорим о методах коррекции аутизма, то чаще всего имеем ввиду комплексную коррекцию: АВА терапия, нейропсихологическая коррекция и дельфинотерапия, анималотерапия.

Важное место в коррекции аутизма занимает сенсорная интеграция – специальная программа упражнений, разработанная индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его сенсорными нарушениями. И, конечно же, аутичному ребенку не обойтись без хорошего дефектолога, специалиста, который будет заниматься интеллектуальным статусом ребенка и его речью, если необходимо.

Как помочь ребенку с аутизмом социализироваться?

Аутичные дети не только могут, но и должны посещать общие дошкольные и школьные учебные заведения. Это нужно для того, чтобы помочь деткам получать пример «здорового» в общепринятом понимании общения и поведения. В Украине для этого существует хорошая законодательная база. Например, дети с особенностями в развитии имеют право на инклюзию, которая предполагает индивидуально ориентированные методы обучения. В их основе лежит индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности, способности, тип темперамента. Также дети могут посещать общеобразовательные школы с тьютором, который обеспечивает процесс социализации и индивидуального образования ребенка с особенными потребностями в школе. В роли тьютора может выступать как специалист, нанятый родителями для своего ребенка со стороны, так и один из родителей.

Дети с аутизмом могут посещать школу с помощником педагога, основным заданием которого является оказание помощи учителю в организации, поддержке и совершении учебно-воспитательного процесса. По какому пути социализации идти — выбирать родителям. Сами же родители тоже должны принимать постоянное участие в социализации своих детей. Это должно стать образом жизни. Прежде всего не следует изолировать аутичного ребенка от общества, прятать его из-за ощущения дискомфорта на детских площадках, в общественных местах, таким образом, способствуя социальной депривации своего ребенка. Напротив, нужно выступать проводником в коммуникации с другими детьми, взрослыми, принимать активное участие в организации детских игр на детских площадках, не ругать своих детей за неудачи, а всячески поддерживать их и показывать, как правильно действовать в той или иной ситуации. Ведь очень важно, чтобы у ребенка закрепился положительный опыт общения и взаимодействия с другими людьми, это будет их мотивировать к последующему подобному опыту.

Родители часто задают вопросы специалистам о прогнозах на будущее. Что будет с моим ребенком, когда он вырастет? Сможет ли он построить семью? Устроиться на работу? Никто не может наверняка сказать, как сложится будущее аутичного ребенка, собственно, ровно так же, как и никто не знает, как сложится жизнь ребенка без аутизма. Жизнь, вообще, не дает никаких гарантий. Однако известно, что многие аутичные люди строили успешную карьеру, создавали семьи и рожали детей. К счастью, ничто не стоит на месте, мир меняется. В Германии, например, компания Vodafone заинтересована в сотрудниках с аутизмом. Компания была готова работать с трудностями, сопутствующими людям с аутизмом ради того, чтобы получить преимущества от найма людей с высокими навыками в отношении чисел и последовательностей. Так же многие IT-компании набирают людей с аутизмом из-за их нестандартного мышления, креативного подхода, умения всецело погружаться в интересующую их тему. Известно, что в компании Microsoft, собственником которой является Билл Гейтс, 20 % сотрудников — аутисты.

Какие мифы преследуют аутизм сегодня?

Самые распространенные мифы об аутизме выглядят таким образом:

Миф 1. Аутисты — больные люди, требующие лечения.

Аутизм — не болезнь в бытовом понимании, это другое, особенное развитие нервной системы, чувствительной к различного рода перегрузкам, во время которых срабатывает защитная функция и человек отстраняется.

Миф 2. Аутисты не способны сочувствовать и любить.

Скорее всего, аутичный человек не выражает сочувствие и любовь в общепринятой или ожидаемой форме. На самом деле, он настолько сильно может чувствовать вашу боль, что чувства буквально обрушиваются на него, вызывая страх, панику и неадекватную реакцию. Если в семье аутиста принято выражать сочувствие и любовь, то рано или поздно он усвоит эти социальные нормы.

Миф 3. Аутисты невоспитанные и избалованы.

Многие аутичные люди очень хорошо воспитаны, могут копировать социально приемлемое поведение, быть тактичными и учтивыми. Резкие перемены настроения и поведения таких людей обусловлены частыми нервными перегрузками, которые они испытывают из-за особенностей нервной системы.

Миф 4. Аутисты – люди с умственной отсталостью.

Часто за умственную отсталость принимают проблемы с обучением. Это происходит из-за того, что аутичным людям трудно осваивать информацию в предлагаемой форме. Структура стандартной обучающей программы не совпадает с познавательной структурой человека с аутизмом. Однако такие люди достигают больших успехов, когда им подают информацию в приемлемой для них форме, либо они сами находят путь к освоению той или иной информации.

Миф 5. Аутисты не могут работать.

Могут, если попадают в комфортные для себя условии. Таковыми могут быть IT-компании, творческий коллектив, научные сообщества. 

Миф 6. Аутисты не способны строить отношения.

Аутичные люди способны полностью, симбиотически, отдаваться отношениям, делая вторую половину объектом обожания.

При общении со взрослыми людьми с аутизмом я неоднократно слышала, как между собой они называют нас нейротипиками, а мы, нейротипичные люди, называем их аутистами. Это подтверждает теорию о том, что аутизм — это, скорее, не болезнь конкретных людей, а болезнь общества, которое привыкло жить штампами, общепринятыми стандартами. Следовательно, лечить нужно, прежде всего, общество, учиться принимать разности этого мира. Ведь если на минуту представить, что на планете аутичные люди были бы в большинстве, то, вероятно, мы с вами чувствовали бы себя так, как сейчас чувствуют себя они. И представление о том, что правильно и что нет, поменялось бы.

Мы все люди одной планеты, этот мир для всех, и все мы имеем одинаковое право жить полноценной жизнью. Поэтому давайте отбросим штампы, будем открыты к разностям этого мира, будем терпеливы к особенностям друг друга, от этого мир станет только лучше и светлее! Если у вашего ребенка диагностировали аутизм, не отчаивайтесь, при правильном подходе и своевременной коррекции он имеет хорошие шансы найти себя в этом мире. Каждый человек ценен и может дать миру нечто особенное, и многие известные аутичные люди уже это доказали! Ведь неизвестно, не будь Томас Эдисон предположительно аутистом, изобревшим лампочку, горел ли бы сейчас свет в вашем окне…

Фото из кинофильмов «Улететь», «Маленький конюх», «Тэмпл Грандин», «Жутко громко и запредельно близко», «Слово на букву А»

— Читайте также: Содержание железа: Чем грозят нарушения эндокринной системы у ребенка

Мы в Facebook