Слово учителя: Каждому ребенку нужен чемпион

Педагог Рита Пирсон о важности отношений с учениками

25.07.2018

Рита Пирсон — педагог с сорокалетним стажем, которая раскрыла секрет успешной учебы. В то время, как многие педагоги считают, что их дело — отчитать урок, а мотивацию к обучению пусть поднимают родители, она уверена, что именно учителя играют ключевую роль в том, кем в жизни станет ребенок. Об этом ее выступление на конференции TED.

Роль отношений

Я всю жизнь провела либо в школе, либо в дороге в школу и из школы, либо в разговорах о том, что происходит в школе. Мои родители были педагогами, оба родителя моей матери были педагогами, и последние 40 лет своей жизни я тоже посвятила работе с детьми. И, конечно, все эти годы я наблюдала за реформами образования с разных точек зрения. Некоторые реформы были удачными, некоторые — менее удачными. И мы теперь знаем, почему дети бросают школу, почему дети не учатся. Дело и в бедности, и в прогулах, и в негативном влиянии сверстников — мы знаем, почему. Но одну причину мы никогда не озвучиваем, либо говорим о ней очень редко. Речь о ценности и важности человеческих связей. Речь об отношениях. Джеймс Комер (Джеймс П. Комер — известный детский психолог, консультант правительственных образовательных программ США, — прим. ред.) сказал, что серьезная учеба невозможна без серьезных отношений. Джон Вашингтон Карвер (Джон Вашингтон Карвер — американский ботаник и изобретатель, — прим. ред.) сказал, что учиться — это значит понимать отношения. Каждый из нас может назвать учителя, или другого взрослого, оказавшего большое влияние на него в детстве.

За что платят учителям

Я годами вижу, как преподают другие. Я видела лучших из учителей и, наверное, худших из них. Одна коллега сказала мне: «Мне не платят за то, чтобы я любила детей. Мне платят за то, чтобы я проводила урок, а дети — учили материал. Я преподаю, они учат, тема закрыта!» Я ответила ей: «Знаешь, дети ничему не учатся у людей, которые им не нравятся». Она отмахнулась: «Разве что хулиганы!» И я ответила: «Твой учебный год будет долгим и непростым, дорогая». Так оно и было в итоге.

Многие не знают, как это — строить отношения. Я думаю, что прав был Стивен Кови: в основе отношений — всего несколько достаточно простых вещей. Например, сначала пытаться понять, а не добиваться, чтобы тебя поняли. Или, например, такой простой ход, как извинения. Вы об этом думали когда-нибудь? Если вы скажете ученику: «Извини меня», то он будет в шоке. Я как-то раз заменяла учителя математики, проходили уравнения. Я не сильна в математике, но работаю над собой. Я посмотрела потом в учебник — там было все не так. Я пришла в класс на следующий день и сказала: «Ребята, я должна извиниться. Я вам все неправильно рассказала на уроке. Извините, пожалуйста!» Они сказали: «Все в порядке, мисс Пирсон, вы так волновались, ничего страшного».

Лучший класс

У меня были такие плохие классы, настолько отстающие, что я плакала. Я спрашивала себя: «Как я смогу привести этих детей за девять учебных месяцев оттуда, где они находятся сейчас, туда, где они должны быть?» Это было очень сложно, чудовищно трудно. Как мне удавалось повысить самооценку ребенка и, одновременно, его успеваемость? Однажды мне пришла в голову блестящая мысль. Я сказала всем своим ученикам: «Вы были тщательно отобраны, чтобы быть в моем классе, потому что я — лучший учитель, а вы — лучшие ученики! Поэтому мы всем покажем, что значит быть лучшим классом!» Один ребенок сказал: «Правда, что ли?» Я сказала: «Абсолютно. Мы должны показать другим классам как надо учиться. Поэтому теперь вы не можете шуметь в коридоре — все знают, что вы в лучшем классе. Теперь вы должны вести себя солидно». Я дала возможность детям сказать себе: «Я — уже кто-то. Я был непонятно кем в начале года, но я буду лучшим, когда закончу его. Я сильный, я могу. Я заслуживаю, чтобы получить здесь образование, мне есть, что делать, мне есть, чем впечатлить людей». И дети сказали: «Дааа!» И если это говорить достаточно часто, это становится частью тебя.

-18 или +2

Я дала тест, 20 вопросов. Один ученик сделал 18 ошибок. Я поставила +2 и большой смайлик. Он спросил: «Мисс Пирсон, это что, оценка F?» Да, говорю. «Так зачем же тут смайлик?» Я говорю: «Потому что ты же не совсем не справился. Два задания ты же сделал правильно, ты же не все завалил. А когда мы сделаем работу над ошибками, ты справишься еще лучше!» Он сказал: «Да, я могу лучше. Понимаете, оценка -18 убивает, а вот +2 — это значит, что все не так уж плохо!»

Я годами наблюдала за тем, как моя мама остается на отработки и дополнительные занятия, как она ходит домой к ученикам после обеда, покупает печенье и арахис, чтобы угостить в школе тех детей, которым дома нечего есть, мыло и влажные салфетки — для тех, кто не следит за гигиеной, потому что если от учеников пахнет не очень, то настроить класс на восприятие материала тяжело, а дети могут быть жестокими. У мамы все это лежало в столе. И вот прошли годы, она вышла на пенсию, а ее встречали на улице ее бывшие ученики и говорили: «Мисс Уокер, вы изменили мою жизнь. Вы дали мне почувствовать, что я кто-то, хотя я в глубине души знал, что это не так. А теперь, посмотрите, кем я стал». И когда моя мама умерла, ей было 92 года, на ее похоронах было столько бывших учеников, что я плакала не потому, что она ушла, а потому, что она оставила такое ценное наследие: знание об отношениях, которые не прервутся.

Быть чемпионом

Можем ли мы укрепить и развить наши отношения с учениками? Несомненно. Будут ли вам нравиться все ваши ученики? Конечно, нет. И вы знаете, что самые трудные дети почему-то всегда присутствуют на ваших уроках. Всегда! Вы не будете любить всех детей, но трудные дети — они в вашем классе не просто так. Они там из-за отношений, из-за связи. И если вам кто-то не нравится, он никогда-никогда не должен узнать об этом. Поэтому учителя становятся великими актерами и актрисами, мы приходим на работу с энтузиазмом, даже когда хотели бы остаться дома, мы слушаем чушь о политике образования, но мы все равно продолжаем учить, потому что это наше призвание.

Преподавание и учеба должны приносить радость. Насколько более мощным был бы наш мир, если бы наши дети не боялись рисковать, не боялись думать, если бы у каждого бы был свой чемпион, на которого стоит равняться. Каждому ребенку нужен свой чемпион! Такой взрослый, который никогда не подведет, который понимает силу отношений и настаивает на том, чтобы дети стали лучшей версией себя. Сложная эта работа? О, господи, еще как! Но это не невозможная миссия. Мы можем это сделать. Мы — учителя, мы родились для того, чтобы менять мир.

Фото: кадр из фильма «Перед классом»

Источник: ted.com

— Читайте также: Освіта проти таланту: 10 найкращих думок з книги Кена Робінсона