Валерия Заболотная: «Креативность возникает, если мышление «не отягощено» научными шаблонами»

Внутренняя познавательная активность как основа образования будущего

Для того, чтобы альтернативные методики образования набрали вес, нужна критическая масса новых подходов, видения будущего школы, так же, как и желание менять систему в целом. Об одной из таких альтернатив, которая может снять устаревшие противоречия и шаблоны мышления, говорит Валерия Заболотнаяруководитель образовательных проектов KFund.

После содержательной беседы с Николя Садираком, идеологом методологии, по которой работает школа 42 во Франции и @UNIT_Factory в Украине, опять чувствую меняющий парадигму образования прорыв в моем сознании.

Кажущееся противоречие

Метания между двумя классическими образовательными подходами освоения/понимания мира — наука (science) и искусство (Art) — в данной модели образования теряют актуальность. Выпускники вузов часто мучаются комплексами «гуманитария» или «технаря», которые их сразу ограничивают в сферах деятельности и возможной карьеры. Однако относительно разделения на науку и искусство (да и на технарей, и гуманитариев) мы сегодня находимся в беспрецедентной ситуации. По мнению Николя Садирака (а у него PhD по физике Стэнфорда), инновации и креативность, как правило, возникают при «не отягощенном» освоенными научными шаблонами образе мышления.

Основой открытий и прорывов есть комбинация уникальных человеческих качеств (осознание, интуиция, креативность). Это ближе к искусству (Art). Мощность и возможности компьютерной техники уже таковы, что мучительные изучения закономерностей и анализ известного, а часто и 20-летний поиск и изучение доступной информации, сейчас можно заменить, актуализировать и использовать в секунды по необходимости для создании нового. Это открывает для «не science» людей новые, не виданные ранее огромные возможности реализации своего творческого потенциала.

Человек, обладая интуицией и вдохновением, безусловно имеет преимущество над машинами. Новые прорывные вещи, как правило, создаются там, где есть разрывы, на стыке разных дисциплин, наук, отраслей. Садирак считает, что основу IT-шников и составляют как раз art-люди. Просто потому, что мир IT придуман людьми и зависит от их воображения. А наука изначально создана для изучения закономерностей и законов, созданных природой. Если римляне 2000 лет назад строили мост, используя science-знания, то, используя такие же законы и знания, вполне можно построить мост и сейчас. Если люди использовали некие IT-технологии для решения определенной задачи 5 лет назад, то сейчас… Ответ очевиден.

Как Art работает в science

У нас в UNIT Factory около половины студентов при поступлении были ближе к арт. Мы ведь не смотрим на предыдущие дипломы. И рискнув пойти в программирование, они также прогрессируют в создании своих решений, как и студенты от science.  Метод «равный-равному», как часть применяемой нами методики обучения, дает и тем, и другим возможность раскрыть горизонт разнообразия путей собственного развития в решении вызовов.

Современное высшее профессиональное обучение многими студентами зачастую воспринимается как потеря времени. С одной стороны, студенты так и не овладели необходимыми профессиональными компетенциями, а с другой — преподаватели не успевают за изменениями в своих специальностях и, конечно, не обладают всеми знаниями, которые стали доступны и постоянно обновляются. Особенно это актуально для IT.

Основная задача любого обучения — внутреннее желание. Ведь никто никого еще не научил насильно. Поэтому важной составляющей эффективности процесса обучения есть внутренняя познавательная активность. Именно ее должны поддерживать родители и актуализировать педагоги. Но происходить это должно еще в школьные годы. Если уже совершеннолетний человек идет осознанно в профессию, это означает, что у него познавательный интерес в данной сфере есть. Задача системы обучения — в правильном контексте, и содержательном, и организационном. Идея модели обучения в UNIT Factory заключается в том, что обучение и мотивация развития происходят от внутреннего запроса обучающегося. Ему нужно ответить на вопрос, решить задачу, ответить на вызов. Он жаждет информации, ищет ее, впитывает. У него нет «потери времени», он видит цель. Программа продумана таким образом, что дает возможность освоить сначала необходимую для разработчиков базу, а потом наращивать экспертизу в том, что интересно самому обучающемуся (Web, Security, AI…).

Родителям на заметку

Однако основная идея не в том, чтобы выучить наиболее актуальные языки программирования и технологии (они изменятся), а в том, чтобы научиться быстро осваивать необходимую тебе в данный момент информацию и создать свое решение. Рабочее решение. Творческое решение. Ведь языки программирования как холст, кисти и краски для художника. Это инструменты. Если учить рисовать, как (по словам Садирака) учат в Китае, то можно и Мону Лизу воспроизвести, но создать нечто новое, используя только технику нельзя. Тут нужно воображение, фантазия, интуиция, творчество. Это есть у нас, людей, и нет у компьютера.

Одновременно важно понимать, что мы убиваем познавательный интерес еще в школе, заставляя детей заниматься рутинным и монотонным заучиванием многих вещей, которые, как мы, взрослые, хорошо понимаем, больше им никогда скорее всего не пригодятся. Для того, чтобы подготовить детей к неопределенному, постоянно изменяющемуся будущему, в котором бесконечность информации доступна, но ее невозможно освоить, идти скорее нужно от активизации потребности в конкретной информации. Если человек понимает, зачем она ему нужна, он действительно к ней становится очень чувствительным и восприимчивым. Именно поэтому нужно развивать и поддерживать новые подходы в обучении.

— Читайте также: Говорят подростки: 6 отличий образования Украины и Франции

Мы в Facebook