Общим местом в обсуждении неравенства на рабочем месте является констатация того, что в Украине ситуация далека от идеальной. Наверное, каждая вторая из украинских женщин на личном опыте сталкивалась с трудовой дискриминацией. Но для понимания ситуации вредно ограничиваться общими фразами и личными историями — необходима комплексная картина, которая складывается на украинском рынке труда. Его текущие тенденции комментирует Татьяна Пашкина, HR-эксперт сайта rabota.ua.
О вакансиях
Оценить число вакансий, претендовать на которые могут только женщины, к счастью, невозможно. Украинское законодательство запрещает работодателям указывать пол в объявлениях о поиске сотрудников. Эта информация может прописываться, если речь о специфической работе, выполнять которую могут только представители определенного пола. К примеру, компания на позицию грузчика может рассматривать кандидатуру только мужчины определенного возраста, а на продавца дамского белья – конечно, женщина. И такие ограничения понятны. Но если вы встречаете объявления о том, что нужен финансовый директор – мужчина, налицо нарушения «Закона о занятости населения» и «Закона о рекламе».
О резюме
Корректней говорить о том, какую работу ищут сами женщины, и какие сферы деятельности считают перспективными или (и этот момент очень важен) доступными для себя. Исходя из резюме, размещенных на нашем сайте, есть профессии, интересные или, по объективным причинам, не очень интересные женщинам: охрана, грузчики, бульдозеристы. В этих сегментах резюме, размещенное специалистом-женщиной, — скорее, исключение, чем правило.
В отдельных сферах, к примеру, в юриспруденции, сохраняется условный баланс: количество «женских» анкет немного меньше или равно «мужскому». Но здесь речь идет только о статистике, а не о глубоком анализе: то есть мы не учитываем, на какую должность и зарплату претендуют соискатели одного и другого пола. Если, например, сравнить требования к возможному работодателю специалистов с аналогичным уровнем образования и опыта, то проследим занятную тенденцию. Так, зарплатные ожидания профессионалов-женщин, указываемые ими в резюме, несколько ниже, чем у их коллег-мужчин.
Причем, судя по динамике последних трех лет, зарплатное неравенство присутствовало уже тогда, и составляло почти четверть средней заработной платы мужчины. Далее ситуация только ухудшалась – с 74% от мужской заработной платы в 2013 году женская заработная плата уменьшилась до 59% в 2015 году, и 2016 год вряд ли станет годом зарплатного равенства (как правило, годовая статистика формируется к марту следующего года, то есть данные за 2016 год будут известны весной 2017-го, — прим. ред.).
Останні новини
- Алла Горська: українська художниця, яка була вбита режимом СРСР
- Свобода, страх чи проблеми зі здоров’ям? Що означає політ уві сні?
- «Жіночі студії»: в Україні стартував новий феміністичний проєкт
- Короткий зміст: з’явився подкаст про книги без страхів та табу
- Арттерапія вдома: проста вправа від психологині Новости на главной
О «стеклянном потолке»
Впрочем, не все просто даже в тех сферах, которые традиционно считаются «женскими», к примеру, в торговле. Здесь женщины активно претендуют на роль кассиров, продавщиц и консультантов. При этом соотношение соискателей женщин и мужчин на позицию кассира в среднем пять к одному – в пользу первых. Но чем выше мы поднимаемся в этой сфере по «карьерной лестнице», тем разительней меняется ситуация. Так, уже на уровне директора магазина количество «мужских» резюме в два раза больше, чем «женских» и т.д.
Аналогичная ситуация в финансовой сфере: подавляющее большинство резюме в категории размещены специалистами-женщинами. Они претендуют на должности экономистов, финансовых аналитиков, бухгалтеров. При этом количество анкет соискателей мужского пола традиционно увеличивается, если речь заходит о более высоких должностях. Так, уже на роль финансового директора в среднем претендует больше профессионалов-мужчин, чем женщин.
Виноваты в этом работодатели или сформировавшиеся в обществе стереотипы, сказать сложно. В любом случае, чтобы ситуация изменилась, женщины сами должны научиться ценить свой профессиональный капитал. И как минимум не бояться указывать уровень желаемой зарплаты, а как максимум – бороться за него – уметь отстоять свою ценность как профессионала.