7,5 шагов к гендерно-нейтральному воспитанию ребенка

Розовый или синий? Оранжевый!

гендерное воспитание
03.02.2016

Для начала можно не пытаться узнать пол плода на УЗИ. И если с этим некоторые вполне успешно справляются, то на втором этапе провал ждет каждого родителя. Попробуйте найти корректный и нейральный ответ на вопрос «Ну, кто?» после родов. Здесь шансов нет. Давайте представим себе абсурдную ситуацию, где способ контактирования и ожиданий определяет не пол, а, скажем, форма носа. Представляете, вы с партнером (партнершей) приходите на УЗИ, и следующий вопрос, после соответствия развития плода сроку, является форма его носа. Все, у вас курносый ребенок: «Ну, ничего себе, на плаванье отдадим! Как дед будет! Хорошо, что не горбоносый, никогда не понимал(а) этих философов». Как-то так…

Ровно так же и с гендером. К слову, гендера не существует. Пола тоже не существует, но это пока слишком радикальное заявление. А вот насчет гендера, вполне возможно, вы со мной согласитесь. В каждом обществе и в каждую временную эпоху «быть женщиной» и «быть мужчиной» имеет свое значение. Часто радикально отличное от других. Это означает, что гендер – это очень социально и культурно-обусловленное понятие, перфоманс. В самом слове содержится критика биологического начала, обратите внимание. Мы приписываем носителю половых органов качества, ожидания и нормы.

А теперь пример из жизни.

Мать пятилетнего мальчика попробовала поменять пол у действующих лиц в книге, которую ему читала. Она так описывает реакцию сына:
Он был немного огорчен, когда я прочла ему книжку, в которой мальчик и девочка играли самые традиционные роли, но изменила везде, где было можно, «он» на «она» и наоборот. Когда я сделала это в первый раз, у него вырвалось: «Ты не любишь мальчиков, ты любишь только девочек». Мне пришлось объяснить, что это совсем не так и что я поступила так только потому, что о девочках написано очень мало.(Гидденс Э. Социология).

Итак, очень короткий мануал о том, как проявляется гендерное разделение и каким способом его можно свести к минимуму:

1. Выбирайте книги

Выбирая книги для чтения ребенку, проведите поверхностный (а лучше глубокий) контент-анализ. Обратите внимание, что в основном в сказках и рассказах для детей основной «doer» (активный участник процесса) – герой мужского пола: ребенок, животное, предмет с характеристиками «мальчика». Пусть в тех историях, которые вы читаете ребенку, девочка тоже будет главной героиней или хотя бы активной персоной наравне с мальчиком. Если вам подарили книгу и там гендерный баланс не соблюден, можно поэкспериментировать с текстом так, как героиня в примере выше.

2. Поощряйте поведение

Ваш ребенок уникален. Есть такая прикольная диаграммка, которая иллюстрирует, что часто межгрупповое отличие меньше, чем внутригрупповое. То есть одна женщина (назовем ее Катя) от другой (Маши) отличается больше, чем Катя от Ореста. Ваша девочка может быть лидеркой. Она может любить «мерять лужи», «спасать птенцов», «лазить по деревьям». И это не значит, что она «непонятно, кем вырастет». Просто она пытливая и активная. Ваш мальчик может быть спокойным и эмоциональным. Он может нянчить кукол и помогаь на кухне вам или вашему парнеру (партнерше). Это не значит, что из него вырастет бесхребетник и подъюбочник. Это значит, что он заботливый сын сейчас и, возможно, удивительный отец в будущем (вспомните Марка Цукерберга для вдохновения).

гендерное воспитание

3. Давайте свободу в выборе игрушек

Если ваш сын просит купить ему игрушечную кастрюльку, а ваш первый порыв – объяснить ему, что это для девочек; и еще добавить, что она ему наскучит и что мальчики в такое не играют и люди засмеют; просто остановите себя и посчитайте до 10. В одной из сетей супермаркетов продается абсурдный набор картона. На одном типе пачки написано «Для мальчиков», на другом – «Для девочек». Я специально открыла и проверила, в чем разница. Не будет ли в одном из них больше листов темных «мальчуковых» цветов (синий, серый, коричневый), а в другом – ярких «девочковых» (розовые, красные, желтые). Нет, они идентичны. У нас маркировано абсолютно все: рюкзаки, пеналы, раскраски, наборы карандашей. Очень хочется добавить: не позволяйте маркетологам воспитывать ваших детей.

4. Контролируйте речь

Как правило, при виде девочки взрослые применяют одни прилагательные: милая, очаровательная, нежная, аккуратная, чуткая, при виде мальчиков эпитеты другие: крепыш, шкодник, непоседа, силач, лидер. Других людей нам контролировать сложно (хотя воспитательную работу никто не отменял, можно как минимум заявлять о вашей позиции), зато самостоятельно мы можем контролировать вербальную коммуникацию с ребенком. Важно поощрять малышей за разные проявления, а не только те, которые соответствуют гендерным ожиданиям/предписаниям.

5. Не переоценивайте одежду

Розовый и голубой – это шаблон, трафаретное мышление, стереотип – что угодно, что не имеет никакого отношения к современной реальности. Без этих двух цветов прожить можно легко. Хотя, если вам в наследство отдают розовую коляску для сына – берите, это не сделает вашего ребенка «неправильным» мальчиком. Фасоны штанов и курток не могут быть «мальчуковыми» и «девочковыми». Это просто штаны и кофты, с карманами или пуговками, с Русалочкой или Бэтменом. Ориентируйтесь на вкусы и желания ребенка, а не на внутренний стереотип или «что люди скажут».

гендерное воспитание

6. Выбирайте сад и школу

В европейский странах (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия и др.) в детских садах не существует гендерного разделения занятий для воспитанников. Там дети совместно строят из конструктора Lego кухню, потом на ней вместе готовят. Вы вряд ли найдете детсад в Украине с таким же подходом, остается надежда на человеческий фактор. Кроме того, существует и активно проходит ряд образовательных семинаров для работников и работниц сферы образования, а также родителей. Они рассказывают о гендерно-нейтральном подходе, например, НЕконференция для школьных педагогов. Сходите сами, возьмите учительницу/учителя вашего ребенка с собой.

7. Не позволяйте вас учить

Всем вокруг лучше знать, как правильно воспитывать вашего ребенка. Об этом писано-переписано, потому я не буду останавливаться. Ваше поведение очевидно вызовет шквал осуждения окружающих. Ведь вы в оппозиции к институции, где все посчитано и просчитано на века. Не ведитесь, не сомневайтесь в себе. А еще проговорите ребенку, что у каждого есть свое мнение и видение. И что это не должно заставлять его сомневаться, стыдиться или оправдываться. Я рекомендую заранее подготовить две-четыре вежливые формулировки. Они помогут вам вернуть к адекватности (если она в наличии) тех, кому хочется на место Монтессори, но с талантами не сложилось.

7,5. Принимайте, уважайте, любите

Тут и добавить нечего.

Это тема, которую можно только начать, но не закончить, потому я приведу несколько примеров литературы, которую легко можно отслеживать каждым маме и папе:

  • Журнал «Я», издательства гендерно-иформационного центра «Крона». Его можно бесплатно загрузить и прочитать, предварительно ознакомившись с содержанием;
  • Книга «В поисках гендерного воспитания», Интересно, легко, с примерами из жизни и рекомендованной литературой;
  • Моя личная любовь – TED talks. Подборка о воспитании и образовании здесь;
  • Опыт образования в Финляндии. Теме посвящена целая страница в Фейсбук;
  • Можно и нужно следить за инициативами Фонда Генриха Бьолля в Украине. Фонд периодически финансирует выпуск полезной литературы и проводит образовательные мероприятия с темой гендерного равенства.
- Читайте также: 10 причин не разговаривать с детьми, как с маленькими